пятница, 30 апреля 2010 г.

Лечебные свойства традиционных азиатских искусств

Индийская классическая традиция музыки и танца немыслима без врачевания: с древних времен до наших дней при помощи этих искусств люди лечатся и лечат других. Азиатский философски-религиозный колорит, которым проникнута статья, может оттолкнуть читателя, но воспротивьтесь этому: ведь танец и музыка целительны сами по себе, независимо от культуры.


Видели недавно свою печень? Проверяли ДНК? Знаете, что внутренний слой вашего желудка обновляется каждые пять дней, кожа – каждые четыре недели, а печень – каждые шесть недель? Знаете, что каждые двенадцать недель в строении вашего скелета происходят серьезные изменения, а каждые шесть недель меняется структура вашей ДНК? В двух словах: гуру «New Age» Deepak Chopra говорит: «вы создаете тело, в котором живете… Вы постоянно воплощаете в себе новый организм. Так же, как и нельзя дважды войти в одну реку, нельзя два раза существовать в одном теле».

Какое чудо – наше человеческое тело! Мы выдыхаем десять в двадцать второй степени атомов и вдыхаем примерно столько же. Как замечает доктор Chopra, эти атомы - «те, из которых состояли тела Будды, Иисуса Христа, Осамы бин Ладена или какого-нибудь мужчины из Манхеттена, сейчас проникающего в наш организм и причащающего наше тело к непрерывному процессу перемен».

Это постоянное обновление материалов человеческого тела, в ходе которого непрерывно создается новая физическая сущность, шарира, располагающаяся, согласно индийским верованиям, прямо посредине между землей и космосом, человечеством и божественностью. И чтобы помочь этой сущности оставаться здоровой, традиционное индийское в частности и азиатское вообще знание утверждает творческий импульс и его выражение в искусствах, особенно в музыке и танце, инструментом, которому нет равных.

Множество систем лечит болезни, но только одна из них является наукой здоровья. Все системы можно грубо разделить на два вида: те, которые опираются на внешние средства, например, лекарства и химические продукты, и те, которые уводят внутрь – их часто называют Природным Лекарством. Первые, «внешние» системы, используют лекарственные средства и известны под одним названием – аллопатическая медицина. Они намного популярнее, потому что предоставляют простой и быстрый способ облегчения симптомов болезни – супрессивный, а не радикальный (первый подавляет что-либо, второй – искореняет – пр.пер.). Другая система, методы которой устремлены вовнутрь, не только заявляет, что предупреждение лучше лечения. Она идет дальше, подчеркивая, что предупреждение – это единственное лекарство.

Работа тела, которое полностью меняет свою физическую структуру с такой удивительной скоростью, просто не может дать такие механистические выводы, какие предлагает нам аллопатическая медицина. Проглотите таблетку. Вы уверены, что она окажет тот же эффект на печень, селезенку, легкие и кожу, что и несколько недель назад, когда доктор ее вам прописал? Традиционный целитель также спросит вас: как вам знать, какие побочные явления будут у лекарства, да не только во время приема, но и неделями после, ведь химическая природа таблетки делает ее не растворимой полностью, неразрушимой и проблемной для вечно меняющегося тела.



Другими словами, настоящее излечение должно происходить изнутри тела, и лечиться нужно, зная его природу. В творческом процессе, в особенности, касающемся искусств.
Индийский традиционный взгляд на культуру находит огромные сходства между искусством музыки и танца и тем, что написано в Священной книге – пятых Ведах, которые следуют за четвертыми Ведами и написаны примерно три тысячи лет до рождества христова. Веды рассуждают о природе явлений, существовании человека и других атрибутах бескрайнего космоса. В индийских текстах и трактатах, которые подробно описывают влияние музыки и танца на бесконечно малые и бесконечно большие элементы и свойства тела, обнаруживаются неисчерпаемые сокровища письменного материала. В последнее время наметился серьезный прогресс в научных исследованиях танца, и он свидетельствует о том же, о чем говорили древние, а именно: искусства исцеляют, по своей природе они целиком терапевтичны и за здоровьем, долгожительством и невероятной выносливостью большинства танцоров, музыкантов и художников лежит факт того, что в самой природе их деятельности (пения, танца, писания картин, скульптуры, словом, создания произведения искусства) заложен неисчерпаемый источник – образно – железа, витаминов и питательных веществ, равно как способ избавиться от расстройств, дисбалансов и болезней.

Индийские идеи музыкальной терапии очень стары. Индийские эстетики и философы танца всегда отмечали связь танцевальных практик с йогой; в их тренировках и преподавании особое место занимали йогические дисциплины - начиная от физических упражнений, асан, заканчивая дыхательными техниками, пранаямой. Все эти практики действовали как фундамент для реализации возможностей развития потенциала тела и разума.


Танец как лекарство

Согласимся, что физические тренировки способствуют хорошему здоровью. Так почему бы не считать танец просто тренировкой, исходя из характера движений и их свойств? Танец, или, например, создание музыки? Чтобы дать основательный ответ, необходимо рассмотреть идеальные характеристики системы тренировки. Согласно некоторым руководствам (например, «Dance» Roger’а), базовая образовательная техника включает в себя три элемента: развитие пластичности, силы и выносливости. Кроме того, она должна отвечать следующим требованиям:

1. Тренировка как доставляющий удовольствие опыт, в котором есть место самовыражению. Тренировка, приводящая к установлению привычки, которая будет сопровождать тренирующегося всю его жизнь.

2. Наличие элементов игры, способствующих развитию гибкости, силы и устойчивости нервной системы.

3. Обязательная гармония разнообразных движений и упражнения для всех без исключения частей тела в правильной пропорции. Работа с каждым мускулом, тканью и клеткой в манере, адекватной временным ограничениям сегодняшней жизни.

4. Обязательное укрепление сердца, улучшение кровообращения и увеличение объема легких.

5. Работа с разумом, увеличение качества нервной деятельности и опробование максимальных возможностей ума и нервной системы для развития более быстрых рефлексов и общего совершенствования.

Индийские классические танцы полностью отвечают всем этим требованиям. Дети, которые им обучаются, развивают экстраординарную наблюдательность, силу выражения и выносливость и остаются в танце большую часть взрослой жизни. Кроме того, недавние исследования показали, что обучение классическому танцевальному стилю (например, бхаратнатьям) помогает исправить такие распространенные дефекты зрения как близорукость и дальнозоркость. У большинства мальчиков, ставших близорукими вследствие наследственной предрасположенности или чрезмерной зрительной нагрузки, нет другого способа избавиться от проблемы, кроме как носить очки. А это грозит прогрессированием болезни и постепенно ведет к необходимости использования все более мощных линз. Но опыт показывает, что благодаря движениям глаз во время танца происходит заметное улучшение и многие ребята в конечном итоге свободно отказываются от очков.

И снова могут спросить: а разве простые упражнения для глаз не могут обеспечить такого же результата? Почему нет? Единственная проблема в том, что если в дело не вовлечены творческие способности ребенка и процесс не доставляет ему удовольствия, в привычку упражнения никогда не войдут. Сделайте их игрой – и будет совсем другое дело.

Еще один аспект проблемы касается роли симметрии и равновесия в танце, которые ставят эту деятельность особняком от других практик, например, аэробики. Индийский классический танец, например, основывается на сложных линиях йоги; для создания гармонии в нем используются симметрия и равновесие – как в тренировках, так и на выступлениях. Пчела совершает крыльями тысячи движений в минуту, птицы летают на огромной высоте и на огромные расстояния, обезьяны взбираются на деревья и прыгают с ветки на ветку – в сердце каждого движения лежит равновесие. В бхаратнатьям, а также во всех индийских классических стилях танца, движение, сделанное вправо, делается также и влево. В танец равно вовлечены как руки, так и ноги. В каждой конечности танцует каждый сустав. В каждом наборе движений существует ритм и регулярность. В трехминутном номере алариппу (Alarippu, буквально «раскрытие лепестков»), обычном начале каждого выступления бхаратнатьям, каждая конечность совершает энергичные движения, симметричные относительно центра тела, включающие в себя изгибы, прыжки, растяжки… Здесь движется все: корпус, талия, ступни, пятки и носки, лицо, шея. В этой трехминутной интродукции используется 238 телодвижений, включая движения бровей, глаз и лицевых мускулов. Дети шести-семи лет могут легко танцевать алариппу, наслаждаясь рассыпчатым ритмом и веселыми движениями, и заканчивая танец с чувством радости и большого удовольствия.


Если кости и мышцы используются регулярно и нагрузка на них медленно возрастает, они никогда не дегенерируют. Распространено черно-белое предубеждение: ум против мускулов. Нам часто говорят, что физические упражнения развивают тело, а чтение, писание и мышление развивают мозг. Нет большей профанации. «В здоровом теле здоровый ум» - больше, чем поговорка. Она содержит в себе мудрость традиционных обществ человечества. С одной стороны, мы знаем, что каждое интеллектуальное занятие, как, например, чтение и письмо, решение математической задачи или участие в семинаре, в первую очередь связано с мозговой деятельностью. Но ведь оно же имеет прямое отношение и к телу, оказывая на него определенное влияние. Эмоции, чувства и прочие сенсорные реакции, создаваемые умственной деятельностью, пусть скрыто, но воздействуют на тело и его здоровье. Точно так же каждое физическое упражнение оказывает влияние на мозг и нервную систему. Например, если нужно что-то спланировать и обдумать, прежде чем исполнять. Или когда организм в процессе физической нагрузки выделяет в кровь адреналин, ферменты, гормоны и прочие химические вещества.

Классический танец действует как с физической, так и с неврологической составляющей тела, и ученики танца развивают такие высокие показатели в запоминании и вычислении, что их успеваемость значительно улучшается. В индийском танцевальном обучении многие элементы универсальны – от контроля над телом в каждой позиции и при каждом движении, кроме, разве что, карабканья, до обостренного чувства пространства и всеохватывающей сознательности. Повышается качество рефлекторных дуг, ответственных за равновесие и мышечный тонус, улучшается нейромышечная регуляция взаимосвязанных нервных волокон автономной и центральной нервной системы. Автономная нервная система регулирует деятельность таких неподконтрольных образований, как сердечные мышцы, кровеносные сосуды дыхательной системы и мышцы желудочно-кишечного тракта. Благодаря связям, которые танец создает между автономной и центральной нервной системой, упражнения для мышц скелета оказывают на тело огромное влияние и повышают качество взаимодействия нервных волокон, регулирующих деятельность сердца, кровеносных сосудов и кишечного тракта. Этот эффект очень важен для детского роста, в процессе которого ребенок превращается во взрослого человека, свободного от болезней.


В своей книге «The function of the Human body» Guy A.C.C. пишет: «Повторение – великий секрет успеха, оно позволяет в целом качественному выступлению еще и стать «стройным» и приятным для наблюдения». Он имеет в виду только спортивную деятельность. Танец же находится выше – потому что объединяет в себе практику развития целого множества физических качеств: скорости, выносливости, ловкости, плавности, которые обычно развиваются за счет специальных физических упражнений (например, чтобы развить выносливость, следует выполнять упражнения на выносливость и т.д.). И это не только бережет время, но, как упомянуто выше, приносит настоящее удовольствие.

Еще бы: в стремлении танцевать заложен древний эмоциональный механизм, связанный с организацией нервной деятельности человека.

Вот простая фраза бхаратнатьяма: «KITA THAKA THA DINGINATHOM». А вот ее трактовка. Ухо слышит походку, глаз следит за кистями, разум контролирует руки и ноги, чтобы те работали в одной упряжи с глазами и, в ходе повторений и упорных тренировок по синхронизации тела, разума и души, достигается невероятный феномен atman’а. Все танцевальные стили существуют в тесном контакте с «основами», и акупрессура, реализуемая танцевально-двигательными методами, также вносит свой вклад в целебные свойства танца. А нритья (Nritya) и абхиная (Abhinaya), эмоциональная и выразительная часть классической индийской танцевальной традиции, значительно способствуют улучшению нервной деятельности. По этим причинам индийские танцоры отличаются отменным здоровьем, прекрасной физической формой и отсутствием болезней тела. И известно, что плохое зрение, низкое или высокое давление и другие похожие проблемы устраняются после нескольких месяцев танцевальных тренировок.

Во время индийского танца рот держат закрытым. Из-за этого воздух, богатый углекислым газом, выдыхается только через нос. Как бы ни были сложны движения и степы, танцовщица сохраняет невозмутимое, мирное и милое выражение лица и старается распределить нагрузку по всем частям тела. Со временем танцовщица развивает способность получать большее количество энергии от меньшего количества пищи и тратить меньше энергии на повседневные дела. Она постоянно расслаблена. Она движется легко, свободно, без толчков. Эту способность дарит ей танец. Контроль над большим числом движений приводит к возможности управления расходом энергии, что опять же улучшает здоровье. Кроме этого, баланс между энергичными танцевальными движениями и состояниями после релаксации, как, например, в начале абхиная или выразительного сегмента танца, приводит к расслаблению мышц и увеличению их кислородной вместимости. Чем лучше мышечная ткань усваивает, например, кетоны кислот жирного ряда, частично восстанавливая за их счет углеводы (глюкозу крови и мышечный гликоген), основной источник энергии для продолжительной деятельности по сокращению мышц, тем больше можно протанцевать, истратив меньшее количество энергии. Вот почему говорят, что выносливость танцора намного превосходит выносливость лучших атлетов.

Музыка как лекарство

Теперь коснемся целительных свойств музыки. Я возьму в качестве примера индийскую классику, с которой лучше всего знакома. Но, конечно, те же самые принципы будут действовать и в остальных традиционных музыкальных системах (к слову сказать, корейская музыка, которую я слушаю, обладает внушающими терапевтическими качествами).

Индусы верят, что в Начале был Нада-Брахма, Звук-Абсолют, звучащий как Бог. Почти во всех великих религиях мира существует идея о Слове, которое существовало еще до сотворения мира. В «Йога Даршане» Патанджали божество определяется как особое Бытие и обозначается особым словом (Pranav). Какое было это слово, никто в точности не знает, но большинство йогов считает, что это OM. Недавние научные исследования также подтвердили, что немногим после Большого Взрыва и до того, как во вселенной что-либо появилось, родились первые звуковые волны. Вот такое научное обоснование индийской вере. Отсюда и почитание музыки и тех, кто ее создает.

Наследие индийской классической музыки со всеми ее теориями, философиями, методологиями и текстами обширно и огромно. В самой ее сути заложена мысль, что на поверхностном уровне музыка влияет на настроение, эмоции и состояния разума, а на глубинном выступает средством поклонения и медитации. Звук сосуществует с нами на протяжении всего эволюционного процесса и является неотъемлемой частью нашей жизни. Музыка же, являясь системой звуков, может пониматься как естественный результат эволюции.

Последние исследования в области позитронной эмиссионной томографии показали, что определенные виды музыки активизируют нервные пути, сходные с теми, что отвечают за повышенно-радостные настроения и чувство вознаграждения. Эти же пути активизируются в ответ на другие доставляющие удовольствие занятия, например, поедание пищи и секс.

В прослушивании классической музыки, как и в глубокой медитации, сознание длительное время концентрируется на одной мысли. Когда объектом визуализации, мышления и концентрации оказывается одна мысль, создается ощущение умиротворенности и спокойствия, происходит стимуляция гипофиза и происходит выброс в кровь химических веществ, обуславливающих чувство удовлетворения.

Хотя связанные с этим процессы еще до конца не поняты, они во многом похожи на те, которые имеют место, когда мы слушаем «душещипательную» музыку. Этот феномен известен как принцип эквивалентности. 100 миллионов нейронов мозга действуют на звуковые волны подобно лазеру и создают во многом такой же эффект, как и во время медитации. Разные виды музыки, разный характер пения и даже разные времена года, в которые вы музыку слушаете, создают чувства печали, раздражения, радости и мира.

Великий современный индийский певец, Pandit Jasraj, научился управлять давлением крови при помощи музыки. Он знает двух докторов, которые используют музыку для контроля над диабетом. Музыка, как он считает, обладает силой лечить бессонницу, головные боли, депрессию и другие проблемы человечества, связанные с головой.

Swami Vasudevananda, монах Gurudev Siddha Peeth из Ганешпури, что рядом с Бомбеем, вот как объясняет очистительную силу музыки и произнесения мантр: «Как и все в этой вселенной, наше тело представляет собой вибрирующую энергию. Даже хотя кажется, что наше тело плотное, каждая его ячейка имеет собственную частоту вибрации. В каждой клеточке есть звук, как бы мала она ни была. Везде – движение, вибрация, звук. Тело стремится к гармонии с собой. И все разные его части, все его клетки стремятся к движению в унисон, как у косяка рыбы или стаи птиц, все движется, но столкновений никогда не происходит. Когда в теле нарушаются природные ритм и гармония, появляется болезнь. Но, когда звучат вибрации мантр (древних ритуальных фраз), клетки отзываются, и гармония может быть восстановлена… Мантры успокаивают и очищают разум, восстанавливают его. Все, к чему мы прислушиваемся, оставляет в разуме свою часть. Произнесение чистых звуков имен Бога одерживает победу над этим сонмом разнообразных мыслей и впечатлений и открывает нам дверь в высшую сознательность, дает возможность более чистого восприятия себя и мира».

В обычной жизни мы используем только пять-десять процентов нашего умственного потенциала. Остальное остается нетронутым из-за нашего невнимания к неиспользованным ресурсам сознания. В этом контексте музыка, как и медитация, может быть охарактеризована как непрерывный процесс знакомства с глубочайшими слоями нашего естества, где начинаются и заканчиваются истоки мышления. Словно бесплотный бальзам, музыка уничтожает психологические, социальные и культурные условия, созданные человеком сознательно или несознательно за весь период его эволюции.


Недавно в Нью-Дели доктор Richard P. Brown, ведущий ученый в области экспериментальной йогической терапии, заявил, что йогические техники (например, пранаяма) стимулируют блуждающий нерв, который связан с диафрагмой и некоторыми органами, в том числе сердцем и мозгом. В результате этой стимуляции в трех направлениях отсылаются «послания», которые указывают телу, что те или иные зоны беспокойства следует выключить: в лобную кору, в ствол мозга, а затем в лимбическую систему, осуществляющую контроль за положительными эмоциями. Одновременно с этим, говорит доктор Richard P. Brown, начинают действовать определенные гормоны типа того, что вырабатывается во время занятий сексом и рождения ребенка. Поразительно, продолжает доктор, но йогические техники могут даже контролировать расстройства питания. «Люди часто успокаивают себя пищей. Но после этого курса (специальных упражнений йоги) они могут начать худеть. И все благодаря контролю над выбросом гормонов, которые влияют на чувство голода и способность тела принимать только необходимый объем пищи».

В одном из древнейших индийских текстов, «Сканда Пуране», значатся следующие слова:

«Если ты произносишь имя Бога один раз, это равно тысячи раз услышанных;
Если ты подносишь havan (священный огонь) Его величию один раз, это равно миллиону имен произнесенных; Если ты поешь и танцуешь для Его величия один раз, это равно миллиону поднесенных хаванов;

Geyam Geya Samam Vidhuhu: А Geyam (составное слово: gayan (пение), vadya (инструментальная музыка) и nritya (танец)) для величия Бога нет равного действия».


Источник: www.narthaki.com, автор: Shanta Serbjeet Singh
Перевод: duga

Комментариев нет:

Отправить комментарий