среда, 30 декабря 2020 г.

Кутхамбалам: театры для представлений в храмах Кералы

 

Автор Харита Харидас, Оригинал статьи находится здесь

Понятие о кутхамбалам

Кутхамбалам (Koothambalam) или Нритта Мандапа (Nrtta Mandapa) возникла в дни Бхараты. Бхаратамуни в своей существующей Натья Шастре (Natya Sastra) фактически написал целую главу о строительстве зрительного зала для театра. Хотя существует легенда, связанная с необходимостью зрительного зала, практически Бхарата верил в создание специально возведенного закрытого пространства для театра, чтобы сделать его более эстетичным. Изначально не существовало каких-то особых пространств для исполнительских искусств; спектакли проводились на любом открытом пространстве или на временно возведенных сценах и даже на улицах.

Кутхамбалам в храме Вадаккуннатан, Триссур (Vadakkunnathan Temple, Thrissur)

В результате состав аудитории начал меняться. Теперь в основном присутствовали только приглашенные или те, кто искренне интересовался этим видом искусства. Широкая публика начала исчезать после преобразования театра в Натьядхарми (Natyadharmi). Нритта Мандапа (Nrtta Mandapa) вмещал от 150 до 200 человек, что на самом деле помогало им внимательно созерцать сатвика абхиная. Квадратная форма является основой всей индийской архитектуры, поскольку она может вместить в себя любую форму, такую ​​как круг, треугольник, восьмиугольник и т. д., а также она может быть расширена до прямоугольника. Квадрат считается идеальным, поскольку он повторяет форму ведической хома-кунды (homa kunda); он связан с божественными существами в ведических ритуалах и поэтому считается подходящим для строительства храмов. 

Кутхамбалам имеет квадратную или прямоугольную форму.Ее получают после процесса сложения, вычитания, умножения или деления, упомянутых в шлоках Шильпаратны (Silparatna), относящихся к театру. Архитектура Кутхамбалама отражает архитектуру храма. Он считается одним из прасадов (Prasadas) храма. Характер и идентичность храма определяется архитектурой его сриковил (Srikovil). Сриковил является ядром храмового комплекса.

Некоторые из его характерных функций:

* Убрать все внешние помехи. Утверждается, что вход в Кутхамбалам должен быть равнозначнен входу в пещеру, лишенную каких-либо отвлекающих факторов и полностью изолированную от внешнего мира. Это способствует созданию атмосферы божественности и, следовательно, поддержанию его святости как божественной структуры.

* В отличие от авансцены современного театра, где между исполнителем и публикой довольно большое расстояние, поскольку сцена намного выше, Арангу (Arangu) в Кутхамбаламе, хотя и является приподнятой платформой, но не очень высокой. Таким образом, обеспечивается здоровое взаимодействие исполнителя и публики. Зрители, сидящие на земле, будут полностью вовлечены в представление.

* если тема - Каруна, то соответствующие изобразительные искусства также должны изображать ту же бхаву. Это должны быть миниатюры мифологических рассказов, совместимые с темой. 

* Сцена не должна иметь никакого фона, и любая изображаемая концепция должна полностью зависеть от angika abhinaya актера.

* Акустике уделяется первостепенное внимание. Не должно быть эха т.к. звук должен быть акустически благоприятным. Актер должен иметь возможность донести свой голос до последнего ряда своей аудитории. Три типа Натьяграха (Natyagrahas), упомянутые в Натья Шастре Бхараты, в зависимости от размера и дименсий (большой, средний и маленький) также обеспечивают это же самое. Три типа в зависимости от их формы: Викрста (Vikrsta) - продолговатая, Чатурасра (Chaturasra) - прямоугольная и Тряшра (Tryasra)- треугольная. Следовательно, чтобы избежать эха, по обе стороны конструкции должны быть отверстия, особенно между решетчатыми стенками мандапама. 

* Подобно зеленым комнатам в современных аудиториях, в Koothambalams есть гардеробная, которая называется Непатья или Анияра (Nepathya\Aniyara). Чаще всего туда ведут две двери из Рангамандапы (Rangamandapa), одна для выхода, а другая для входа. Также должна была быть дверь, ведущая к проходу позади Рангамандапы. 

* Освещению не придается особого значения, так как в основном будут гореть только большие традиционные лампы Вилакку (Vilakku), а Вилакку были неотъемлемой частью представления. После зажигания Вилакку исполнитель полностью погружается в своего персонажа. Вилакку считается божеством, а не верховным божеством храма.

* Освящение Кутхамбалама - важный ритуал, поскольку сооружение считается божественным. 

Спектакль

Кутхамбалам используется для постановки Кутху (Koothu) – Чакьяр или Наньяр (Кутху Chakyar или Nangyar Koothu - и Кудияттам (Koodiyattam), древней формы ритуального искусства Центральной Кералы. Исполнители Чакьякутту (Chakyarkoothu) известны под общим названием чакьяров (Chakyars). Это потомственные актеры из Кералы, в основном исполняющие сольные партии в санскритских пьесах. Одиночный акт может длиться несколько дней. Необходимо разыграть прелюдию к исходной теме, которая будет представляться. Та часть, где происходит ретроспектива, называется Нирвахана (Nirvahana). Действие разворачивается должным образом только в течение последних 2 дней, когда все персонажи собираются вместе, чтобы разыграть один Чакьяр, отсюда и название Кудияттам, означающее «совместное действие», также называемое Куту. Двумя легендарными учениками Чакьяркуту являются Мани Мадхава Чакьяр (Mani Madhava Chakyar) и Амманур Мадхава Чакьяр (Ammanur Madhava Chakyar). Наследие передано выдающимся Гуру Г. Вену (Guru G. Venu) и его талантливой дочерью Капилой Вену (Kapila Venu).

В качестве аккомпанемента используются только 2 мижаву (mizhavus) и эдакка (edakka), ударных инструмента. Два мижаву постоянно закреплены на Ранга Мандапе Кутхамбалама. Один из мижаву является основным и контролирует все действие, а другой используется для заполнения любых пробелов во время талама. Мижаву также освящают, как и сам Кутхамбалам, и когда он выходит из употребления, ему оказывают царские погребальные ритуалы. Эти мижаву помещают почти напротив дверей в Непатию (Nepathya).

Хотя Кутху изначально был на санскрите, региональная версия возникла в IX-X веках нашей эры и, следовательно, начала использовать маниправалам (Manipravalam, смесь санскрита и малаялам). Содержание Натакасалы (Natakasala) и исполнителей обеспечивалось королевской семьей и простыми людьми за счет щедрых пожертвований.

Кутху считался божеством и фактически был одним из 16 упачар (upacharas), или ритуалов, проводимых в храме для умилостивления божества. Чакьяр (Chakyar) почитался почти как старший священник храма. После пуджи он получал вилакку от священника. Во время представления на Шриковиле не должно быть пуджи, или наоборот, поскольку божество должно присутствовать в ритуале в целом, а значит, не должно быть разделения. Божество должно присутствовать во время представления в Кутхамбаламе, поскольку Кутху был священным. Кутхамбалам считался почти эквивалентным Шриковилу (Srikovil), поэтому Кутхамбалам рассматривался как храм.

Некоторые из самых известных Кутхамбаламов находятся в храмах, таких как храм Вадаккуннатхан в Триссуре, храм Гурувайура Шри Кришны, храм Кудалманикьям в Иринджалаккуда, храм Махадева в Перуванам в районе Триссур, храм Субраманья в Хариппаде. 

Библиография и ссылки

* Доктор К.Г. Паулоз (знаток санскрита) - основной источник в беседах и прямых заметках в своей резиденции

* Панчал, Говардхан - Кутту и Куттампалам

* Рангачарья, Адья - Натьяшастра (английский перевод с критическими замечаниями)

Перевод: duga

Комментариев нет:

Отправить комментарий