четверг, 17 августа 2023 г.

Шила Унникришнан - признанный учитель и хореограф

 Интервью опубликовано в журнале  Sruti  2 августа 2023. Автор Ану Бхаскарараман

Родившаяся 13 апреля 1970 года, Шила Унникришнан выросла в Ченнаи и начала заниматься танцами в возрасте 11 лет. Она научилась искусству бхаратанатьям у гуру Рэйлвей Сундарама (старшего ученика маэстро мридангама Мангуди Дорайраджи Айера) в стиле мелаттур. Родители Шилы мечтали, чтобы она стала практикующим врачом. Однако время сыграло свою роль в вовлечении Шилы в танец. Шила вместе со своими сестрами Шобхой и Шармилой станцевала свой арангетрам 7 февраля 1982 года и продолжила изучать и исполнять Бхаратанатьям вместе с труппой своего гуру в Тамил Наду и его окрестностях. Шила также изучила вокальную музыку Carnatic и игру на фисгармонии у гуру Дакшинаморти.


Ее отец познакомил ее с йогой для развития выносливости и здоровья, Шила также блистала в учебе и была образцом для подражания для своих младших братьев и сестер. К этому времени, отличница в старшей средней школе, она также сдала экзамены на высшие классы Бхаратанатьям (проводимые правительством штата Тамил Наду), а также по вокалу Карнатик.

После кончины своего гуру Бхаратанатьям она начала обучать Бхаратанатьям своих младших в филиале гуру Сундарама в Вилливаккаме. Позже, по совету матери, в 1987 году она основала школу Шридеви Нритьялая (SDN).

Шила поступила в Художественную академию Кучипуди в 1990 году, попала под опеку маэстро Кучипуди Вемпати Чинна Сатьям и прошла интенсивное обучение в течение семи лет. Шила говорит, что она усвоила талант анга-суддхам, обучая своих учеников Бхаратанатьям у гуру Сундарама и нюансы эстетической хореографии у своего гуру Кучипуди Вемпати. Сегодня ее ученики отмечены успехом на национальных и международных форумах, четверо из них отмечены национальными и международными форумами, а четверо удостоены престижной премии «Балшри». Талантливый хореограф, Шила получила признание критиков и знатоков за свои групповые тематические презентации и постановки танцевальных драм.

В 1992 году Шила устроилась учителем танцев в Padma Seshadri Bala Bhavan (PSBB), KK Nagar, чтобы поддерживать свою семью, но по-прежнему сосредототачивалась на управлении Шридеви Нритьялая с прежней решимостью и мотивацией. Она проработала в PSBB 22 года и несколько лет назад подала в отставку. Имея в своем репертуаре 18 танцевальных драм, Шила имела честь представить свою первую танцевальную драму «Бала Рамаянам» в Раштрапати-Бхаване в 2005 году. Обладательница нескольких престижных наград, в 2015 году она была награждена премией Ачарья Кала Бхарати от Бхарата Калачара и Натья Кала Мани в 2017 году от Kartik Fine arts, среди ряда других. Шила замужем за Унникришнаном, у них есть сын Шриджит.

 

ИНТЕРВЬЮ 

Вы изучали Кучипуди так же, как и Бхаратанатьям. Повлияло ли изучение дополнительного стиля на вашу хореографию Бхаратанатьям? Если да, то как?

Мне много раз говорили, что знание Кучипуди влияет на хореографию Бхаратанатьям. Это может быть правдой по многим причинам. Наш мелаттур бани (стиль) включает в себя выдающиеся драматические элементы и плавные движения, которые могут напоминать эстетику презентации Кучипуди. Кроме того, поскольку махагуру Мангуди Дорайраджа Айер был мриданга-видваном, ритмическая риторика находится в наших композициях на высоком пьедестале, что иногда напоминает ритмическую музыкальность Кучипуди. Мой гуру Вемпати Чинна Сатьям часто упоминал, как он был тронут аккуратным, геометрическим Бхаратанатьям Рукмини Деви Арундейл с чистым араиманди, все это он впитал и реализовал в своем стиле Кучипуди, чтобы сделать его эстетически более привлекательным. Взяв своего Учителя в качестве образца, я взяла подобие некоторых его поз и движений там, где это было необходимо. Я также чувствую, что все наши классические танцевальные формы взаимосвязаны, но при этом весьма независимы. Когда мы берем различные бани Бхаратанатьям, мы обнаруживаем некоторые прекрасные аспекты, которые могут напоминать эстетику других форм классического танца. Когда мы адаптируемся и впитываем с чувством эстетической проницательности, зрители и танцоры наслаждаются другим измерением этой изначально красивой формы искусства.

Вы начали преподавать в 18 лет. Как, по вашему мнению, изменился ваш стиль преподавания за эти годы? Каков был ваш опыт преподавания в таком юном возрасте?

Да, я начала преподавать в 18 лет, не подозревая о глубине и не будучи достаточно подготовленной, чтобы быть учителем. Мой гуру Бхаратанатьям приходил ко мне домой в Вилливаккам для того, чтобы учить меня, моих сестер и еще нескольких учеников. В 1987 году, когда он перестал приезжать (по личным причинам), мы остались без учителя, тем более что в Северном Ченнае практически не было учителей танцев. Студенты приходили к нам каждую неделю только для того, чтобы разочароваться в том, что занятия не проводятся. Я была самой старшей из всех и единственной, кто сдал экзамены Бхаратанатьям более высокого уровня. Моя мама Сугуна, мало разбираясь в тонкостях, но сочувствуя ученикам, предложила мне проводить для них занятия и помогать им поддерживать связь с их практикой. Вот так все и началось. Я мечтала стать практикующим врачом, а оказалась учителем. Поскольку количество учеников постепенно росло, мы решили назвать нашу школу «Шридеви Нритьялайя» (SDN), чтобы придать ей индивидуальность. 

Сегодня я бы не стала поощрять своих студентов начинать преподавание с полусырыми знаниями. Оглядываясь назад, я удивляюсь, как у меня хватило мужества отправиться в эту экспедицию, зная то немногое, что я знала! Время привело меня туда, где я сейчас, и я чувствую, что это было моей судьбой, это произошло без особых раздумий и планов.

Я преподавала более 32 лет, и как учитель я постоянно держу себя открытой для обучения на основе экспериментов и опыта.

Как классическая танцевальная группа с более чем миллионом зрителей на YouTube, как вы привлекли внимание более широкой аудитории в социальных сетях? Начинали ли вы с этой целью? 

Я не создавала наш канал с какой-то конкретной целью. Мне было интересно показать выступления моих учеников. В некотором смысле, я хотела, чтобы это стало документированием их прогресса. Как человек, которому нравится изучать технологии, я выбираю содержание видео и редактирую его. Я никогда не отдаю процесс редактирования на аутсорсинг, потому что он может получиться не таким, как я хочу.

Изначально я выкладывала фрагменты сольных выступлений моих учеников и групповых произведений SDN. После того, как люди посмотрели наши видео, посыпались настойчивые вопросы относительно моих методик преподавания. В апреле 2017 года я подумала об использовании YouTube в качестве средства массовой информации и начала серию Tapasya, в которой представлены наши классные занятия и откровенные обсуждения различных аспектов танца. Эта серия хорошо отображает наши классные занятия и открытые дискуссии по различным аспектам танца. Эта серия была хорошо принята, и на канале появилось более 3 тысяч подписчиков. Все это не коммерческие начинания. 

Кроме того, из-за моей глубоко укоренившейся любви к тамильскому языку мы начали проект «Музыкальный маргажи», в котором, среди прочего, собраны все стихи Тируппавай, Тирувембавай и серия учебных пособий Праарамбхам. Как человек, который не любит идти на компромисс в отношении качества, я уделяю особое внимание нескольким аспектам видео. Я счастлива, что у меня есть такие доброжелатели, как Кулдип М Пай, моя сестра Шобха, мой сын Шриджит, Харини Дживита и все остальные в моей команде студентов и сотрудников, чьи предложения я всегда рассматриваю перед загрузкой видео. Успех, если таковой имеется, можно отнести к усилиям команды и высочайшему изяществу.

Как твоя невероятная популярность в социальных сетях повлияла на твой класс/твоё танцевальное творчество?

Не знаю, стану ли я утверждать, что я «чрезвычайно популярна»! Помимо того, что социальные сети являются небольшим источником мотивации для учеников, они не играют никакой роли в нашем классе или школе. Это не влияет на то, как я подхожу к искусству, преподаванию или хореографии. Может быть, из-за того, что наш подход доходит до значительно большей группы людей, иногда мы получаем привилегию аншлагов в залах, что в наши дни стало редкостью. Но даже это, я чувствую, не может быть полностью связано с популярностью в социальных сетях.

Как вы помогаете молодым танцорам соприкоснуться с темами классических произведений (и с искусством в целом)? Как пьесы переводятся в современную обстановку? 

Помимо темы шрингара, где найика тоскует по герою, в наши дни иногда довольно сложно заставить учеников понять, что такое бхакти! Мы проходим подготовительный процесс, чтобы студенты оценили культуру, приличия, ценности и идеологии прошлого и связали их с танцевальными произведениями. Вместе с моими учениками мы сидим и беседуем с опытными артистами и доброжелателями, приглашаем их в поездки, посещаем храмы, слушаем музыку и вместе смотрим старые фильмы. Все это в некотором роде заставляет студентов размышлять над процессами и отвлеченными темами. И в наши дни дети и молодежь читают книги, ценят литературу во многих формах, направляют свое творчество одновременно разными способами и смело задают нам вопросы, что также заставляет их мыслить рационально и ценить идеологии прошлого. С возрастом и опытом они будут расширять свое понимание и создавать собственные произведения, помещая себя в этот контекст и выстраивая нить темы, используя свои творческие интерпретации.

Что вы думаете о том, чтобы заняться искусством в качестве полноценной карьеры, о доступных возможностях и устойчивости, учитывая огромное количество существующих танцоров? 

В то время как мы можем принять решение об изучении искусства, занятие им в качестве полноценной карьеры часто является непринужденным органическим процессом, который может в конечном итоге произойти, а может и не произойти. Однако, если человек питает это стремление, он должен постоянно заниматься своей практикой.

То, чего человек хочет достичь, став художником, зависит от человека. Все, что человек ищет от искусства, возможно благодаря колоссальному труду и, самое главное, терпению. Они должны быть готовы выдержать несколько испытаний в процессе и сохранить искусство.

Сколько часов практики вы бы порекомендовали молодым танцорам? Каков обычный режим обучения ваших студентов в вашем учебном заведении? Какие элементы являются ключевыми в вашем обучении? 

Я бы не стал указывать число для практики, так как не у всех одинаковая энергия и упорство. Каждый человек должен принять решение, исходя из своих сильных и слабых сторон. Тем не менее, каждый раз выходя немного за пределы своих максимальных возможностей, можно творить чудеса.

В SDN у нас около 12 групп студентов с одночасовыми занятиями два раза в неделю. Студентам настоятельно рекомендуется практиковаться каждый день с первого дня. Методика обучения в SDN медленная, и даже в группе из 10-15 студентов каждому ученику уделяется индивидуальное внимание. Обычно нам требуется около четырех-пяти лет, чтобы завершить адавус для ученика, терпеливо ожидая, пока он привнесет анга шуддхи, контроль над телом и выносливость. В первые годы мы не особо углубляемся в теоретические аспекты и сосредотачиваемся только на том, чтобы дать им возможность ощутить радость танца. По мере продвижения студентов их постепенно обучают теории.

Самый важный урок, который я преподаю своим ученикам, — это самоанализ. Когда они могут определить свои или чьи-то недостатки и внимательно наблюдать за танцами своих сверстников с аналитической точки зрения, прогресс становится легче.

Что вас вдохновляет на ваши постановки? Какова роль ваших учеников в хореографии/групповых постановках?

Все наши танцевальные постановки вдохновлены гуру Вемпати Чинна Сатьям. Простой подход, связный сценарий, привлекательный и реалистичный внешний вид персонажей его танцевальных балетов всегда завораживали меня. Мы с сестрой Шобхой любили посещать его занятия по Кучипуди. Во многих случаях мы посещали занятия с 9:00 до 13:00 и снова с 16:00 до 19:30. Он учил нас всех бесплатно. Он тот, кто научил меня тому, что искусство предназначено для расикас, и даже мирянин должен иметь возможность наслаждаться им. Я изо всех сил стараюсь следовать за ним, ставя танцевальные драмы.

Я далa только три представления Кучипуди под руководством Учителя, и всеми ими я дорожу. Но уроков, извлеченных в процессе, много. Я до сих пор в восторге от внимания и количества практики, которую он предоставлял, даже если это была небольшая роль, которую мне нужно было сыграть. Мастер всегда настаивал на регулярности и пунктуальности, которые являются идеальными факторами, делающими групповое производство успешным. Все ученики должны собираться вовремя и присутствовать на репетициях, что требует от родителей максимальной самоотдачи и сотрудничества. Считая своего Учителя своим кумиром, я всегда слежу за тем, чтобы класс был готов к приходу учеников, даже если это уже в 5 утра, чтобы мы могли начать репетиции вовремя.

Роль студентов в танцевальной драме или групповой постановке огромна. Я счастлива, что у меня есть ученики, которые следуют моим идеям и мышлению, понимают мои ожидания и старательно изучают и исполняют мою хореографию. Такие ученики, как Харини Дживита, Бхайрави Венкатесан, Мридула Шивакумар, правильно понимают ход моих мыслей и делают хореографический процесс легким и приятным.

Важным аспектом хореографии является то, что, пока я занимаюсь хореографией, ученик, стоящий передо мной, должен быть чистой страницей, на которой я могу писать; если они уже наполнены предвзятыми идеями, то это становится заминкой! Хореография — это взаимно мотивирующий процесс: идеи хореографа мотивируют танцора; то, как танцор это понимает и представляет, мотивирует хореографа.

Что мотивирует вас как опытного старшего танцора, который достиг того, что достигли вы?

Когда я вхожу в Шридеви Нритьялаю и вижу своих полных энтузиазма учеников, которые усердно работают и пытаются заслужить мою признательность и одобрение, независимо от их возраста, это сразу же мотивирует меня. Я благословлена тем, что у меня есть страсть, ставшая профессией, это является огромной мотивацией. Наблюдение за путем, который прошла Шридеви Нритьялайя с момента ее основания, мотивирует меня. Люди пришли, люди ушли. Но учреждение оказалось выше всех нас. Я не ставлю себе конечной цели, потому что путь мотивирует меня больше, чем цель. Натьям, мокша, садхана — вот наша мантра, и я хочу идти по пути этой садханы до последнего вздоха.

Если бы вам пришлось выбрать только одно, какое воспоминание из вашей карьеры вам особенно дорого?

Я всегда дорожу своим решением уйти с должности учителя танцев в школе Падма Сешадри Бала Бхаван. Несмотря на то, что моя семья убеждала меня не делать этого, напоминая о финансовых проблемах, я считала важным полностью посвятить свое время SDN. Это был смелый шаг, который я сделала в тот день. Я чувствую, это был поворотный момент в моей карьере.

Перевод: duga

Оригинал статьи тут

Комментариев нет:

Отправить комментарий