среда, 19 февраля 2014 г.

Бхаратанатьям: Кала и его биологические последствия


Ruchita Vasant Somane 
М.А, часть II, кафедра санскрита, Университет Мумбаи
 
Реферат статьи
 
Опубликовано 23 февраля 2003 здесь

Перевод и примечания: duga.
  

Каждое художественное творчество человека является символом общения к глубоким чувствам и эмоциям, которые выходят за рамки обычной речи. Таким образом, искусство является чистым обращением на самом глубоком и самом прочном уровне.

Кшемараджа (Ksemaraja) в Шива-сутре-вимаршини (Sivasutra Vimarsini)* обращается к калавьяпара (kalavyapara - действие искусства). Он говорит, kalayati swaswarupaveshena tadtad vastu parichhinatti iti kalavyapara. Художник на месте объекта создает проявленную форму своей души. В Каушитаки Брахмана (Kausitaki Brahmana)* кала (искусство) определяется как kam nama sukham lati iti kala. Br. 29.5, то, что дает радость - Ананда. Ананда, которая есть Брахман. Брахман - сат, чит и ананда (покой, знание и блаженство). 
  

Упанишады (Upanisads ) утверждают, что все вещи созданы из ананды (ananda), они живут в ананде и растворяются в ананде. Божество танца Шива Натараджа (Nataraja) занимается ананда тандавой. Само слово Шива представляет собою постоянную связь между материей и энергией. Атомы, составляющие материю, находятся в постоянной вибрации, в  буквальном смысле исполняя ананда тандаву (ananda tandava) - космический танец Шивы. Танцор изображает этот непрерывный ритм Вселенной через свой танец, который живет одновременно в пространстве и времени. Художник и его произведение искусства есть одно и то же самое. Ритмические структуры движений в танце, эластичное ощущение пространства, живое воплощение увиденного и воображаемого мира создаются художником при помощи его собственного тела, давая выражение своему внутреннему опыту. 

Макрокосм - это мир в космосе, где существуют равновесие, ритм и гармония. Человеческое тело есть не что иное как микрокосмическое бытие, где ритм проявляется в сердцебиении, баланс устанавливается согласно нервной системе и скелету, а гармония существует между головным мозгом и остальными частями тела. Джидживиша (Jijivisa -жажда к существованию) клеток представляет ананда тандаву в нашем организме. Бхарата в Натья Шастре (Natyasastra) пытается достичь реализации этого ритма в космосе через Натья (natya), для которой он позаимствовал из Вед различные аспекты - прозу, музыку, Абхинаю (abhinaya ) и раса (rasa). Таким образом танец считается охватывающим все искусства.
 
na tat gyanam na tat shilpam na sa vidya na sa kala. 
na sa yogo na tat karman natyesmin yanna drishyate. 

Шатапатха Брахмана (Sathapatha Brahmana)* повествует о космической жертве, где вся деятельность рассматривается жертвоприношение. В танце танцовщица ищет единения с космосом, и для этого она делает попытку выйти из сферы физического тела и войти в космическое. Это сбрасывание тела может быть осознано только как жертва. Эта жертва имеет тот же результат, что йога (Yoga) и яджна (Yagna - обряд жертвоприношения), как сказано в Вишнудхармоттара Пуране (Visnudharmottara Purana)*.


nrttam gitam tatha vadyam dattva devaya visnave. 
sarvakamasamruddhasya yagnyasya phalamasnute. 

Вишнудхармоттара Пурана (Visnudharmottara Purana)* решительно заявляет, что искусство является средством для достижения целей жизни, основанных на четырех Пурушартхах (purusartha-s)*, где конечной целью является мокша (moksa  - освобождение). Мокша – это Брахмананда (Brahmananda -блаженство в Брахмане) или состояние Сат Чит Ананда Майя (sacchidanandamaya -рассматриваются как три атрибута, каждый из которых тождествен с двумя другими, а их различение в человеческом сознании вызвано майей и ошибочно.). Это мокша в буквальном смысле является ничем, кроме острого осознания Абсолюта, которое дремлет в каждом теле, и именно это человеческое тело взято в качестве идеала индийского искусства. «Я» танцора интегрируется с универсальным танцем космической деятельности и освобождает его от оков этой земли.



Бхаратанатьям: происхождение и принципы

Бхаратанатьям является классической формой танца, основанной на  Натья Шастре Бхараты (Bharata's Natyasastra), которая возникла как храмовый танец в Танджоре, в штате Тамил Наду. Она исполнялась девадаси (devadasis) как часть ритуального поклонения, как даси-аттам (dasiattam). На протяжении многих лет танец прошел через дворцы царей в виде садир-аттам (sadirattam). В конце концов были подобраны первые слоги слов бхава (bhava), рага и тала, составившие название Бхаратанатьям.  Так говорят. Этот стиль включает в себя как Нритту (nrtta) - чистый танец, так и Нритья Абхиная (nrtya - abhinaya) - (интерпретативный танец).
 
Nrtta  

Нритта талалайашрайам (nrttam talalayashrayam) – это движение частей тела в соответствии с тала (ритмом) и лайя (скоростью). Сангита Ратнакара (Sangitaratnakara)* : так характеризует Нритту:
 
gatraviksepamatram tu sarvabhinayavarjitam. 
angikoktaprakarena nrttam nrttavido viduhu.  

Идеальная Нритта это то, из чего исходит красота и радость на различных уровнях человеческого понимания, как физического, так и интеллектуального, эмоционального и духовного. Уровень Нритта прямо пропорционален степени реализации танцовщицы изнутри ее собственной внутренней личности, и это помимо ее физической красоты и мастерства. Нритта, лишенная внутреннего опыта танцора, подобна простому механическому перемещению робота. Нритта, как ее описывает Бхарата, есть очень простое гармоничное физическое перемещение крупных и мелких частей тела, произведенных в изящной манере,  создавая связки в пространстве и отбивая при этом временной ритм. Таким образом, во время Нритты все тело целиком становится инструментом для создания действия. Солнечное сплетение в районе пупка является центром, из которого происходят все движения, контролируемые дыханием. Простым перенесение центра т.е. равновесия тела, создаются различные  бханги (bhangas) – сама (sama), абханга (abhanga), трибханга (tribhanga) и атибханга (atibhanga). Наряду с движениями, связанными с землей (бхуми чарис - bhoumi caris) были описаны также воздушные движения (акашики чарис - akasiki caris), как предполагают, чтобы танцовщица в своем танце имела возможности для создания ощущения невесомости. Характерная позиция Бхаратанатьям полусидя или ардхамандала (ardhamandali) - положение с согнутыми наружу коленями увеличивает близость с землей, тем самым укрепляя связь с Землей. Это положение повышает балансировку центра тяжести, когда гравитационный центр приближен к земле, а руки могут находиться  в криволинейной форме или в позиции чатурашра (chaturasra). Общим результатом становится более высокая центровка уровня бытия, который сохраняет чувства бдительными, а ум расслабленным.

Создаваемые Нриттой вибрации приводят к коррекции любого энергетического дисбаланса в организме. Они воздействуют на нервные узлы или чакры, а коррекция есть результат биохимических изменений. Изменения в организме происходят из-за изменений вокруг него, и изменений  в уме, как это указано в Йога Патанджали Даршане (Patanjala Yoga Darshan)****** (jatyantaraparinamah prakrityapurat, Kaйвалья пада (Kaivalya pada), 4,2). Философия упанишад и других священных писаний выдвигает идею, что тело и ум неразделимы, а также служит источником концепции, что танец может быть использован как инструмент для психотерапии и оздоровления. Движение тела отражает внутреннее эмоциональное состояние, соответственно, изменения в движении может привести к изменениям в психике и физиологии личности, тем самым укрепляя ее состояние здоровья и содействуя росту. Танцевальная терапия является одной из форм психотерапии, отличаясь от традиционной психотерапии тем, что использует психомоторную выразительность в качестве главного способа вмешательства.

Nrtya

Другим аспектом классического танца является Нритья (nrtya), которая имеет  отношение к чувствам (rasa - раса) и психологическим состояниям (bhava - бхава).
 
rasabhavavyanjakadiyutam nrtyamitiryate  

Раса и бхава передаются через соответствующие жесты рук и выражения лица, изображая различные идеи, темы, настроения и чувства.
Некоторые жесты рук / мудры (mudras), используемые в Бхаратанатьям, используются в йоге как мудры исцеления и описаны в Йога сутре Патанджали (Patanjali's Yoga sutra). Однако, использование их в танце занимает слишком короткое время для отчетливого отображения снижения медицинских симптомов. Тем не менее, даже краткое использование общих для танца и йоги мудр, имеет оздоровительный эффект. Таковы, например, мудра Маюра (mayura), известная также как Притхви мудра (prithvi mudra), которая используется для равновесия, устранения авитаминоза, Бхрамара (bhramara) хаста - для сниятия аллергических симптомов, мудры Шивалинга (shivalinga), хамсасья (hamsasya) и другие.
Использование мудр и выражения лица Абхиная (Abhinaya) служат проводниками смысла.

При исполнении конкретной части сахитья (sahitya-поэзии) танцор при помощи тела порождает смысл слов и связанный с ним массив эмоций. С помощью физических и эмоциональных реакций, он ведет себя и аудиторию к опыту раса (rasa) - vibhavanubhavasamyogad rasanishpatti. В рамках смакования представления оба они приобретают опыт великой радости – Расананда (rasananda),  называемый также Брахмананда Саходара (Brahmanandasahodara). Через Нритья не просачиваются накопившиеся эмоции, дремлющие страхи и тревоги. Таким образом, толковательный аспект сценического действия в качестве средства для испытания радости и способа очищения (катарсис), приводят к внутреннему исцелению.

В танце физическое (nrtta) и эмоциональное (nrtya) действия приводят к ряду изменений на внутренних психологических и биологическом уровнях.
 
  • включая создание целой группы настроений путем подъема био-химических веществ (нейротрансмиттеров, таких как эндорфины, серотонин, энкефалины), секретируемых лимбической системой головного мозга, увеличивая приток крови к конечностям и головному мозгу, расслабление мышц, освобождение накопившихся эмоций и т.д. Все это приводит артиста в состояние блаженства и омоложения, полностью свободное от стресса. Радостное сердце благотворно, как лекарство.  
  •  Психологические факторы и стресс, как известно, влияют на иммунитет человека. Производство биохимического подъема настроения, снимает стресс и помогает в укреплении иммунитета.

Музыка в Бхаратанатьям

Основой Бхаратанатьям служит Карнатическая (Carnatic) музыка и аккомпанемент таких инструментов, как цимбалы наттувангам (nattuvangam), мридангам, скрипка, флейта, каждый из которых производит музыку, которая не только успокаивает, но и активизирует.
 
na nadena vina geetam na vadena vina swaram. 
na nadena vina nrtyam tasmannadatmakam jagat.  

Связь между танцем и музыкой создается физиологически. Существует тесная связь между звуком и зрением. Музыка – это слуховое поле, танец - визуальное. Потенциальная связь между танцем (кинетической ритм) и музыкой (слуховой ритм) усиливает эмоциональное переживание. Оба предполагают принцип гармонии, равновесия и ритма. Сольный исполнитель при исполнении различных номеров программы Маргам (margam – формат классического концерта) реагирует на различные элементы музыки, такие как соллукатту  (sollus – звуковые силлабы или болы танца), свары (swara –нота), сахитья (sahitya – литература, поэзия), тала (tala  -ритм) и лайя (laya  - скорость).  В наших Шастрах (sastras – священные писания) утверждается об Анахата Нада  (anahata nada) как о космическом звуке Абсолюта. Анахата Нада тесно связана с Ахата Нада (ahata nada), которая является проявленным звуком. Через чувственное посредничество Шрути (sruti – музыкальноый тон) и Свар в Раге (raga- канонизированная мелодическая тема) можно подобраться ближе к нащупыванию Анахата Нады. Таким образом можно осмыслить Абсолют. Об этом сказано в Сангита-Макаранд (Sangitamakarand)* и Сангита-Ратнакара (Sangitaratnakara)*.


  • Музыка, как известно, уменьшает мозговые волны. Обыкновенное сознание состоит из бета-волн, которые вибрируют в диапазоне 14 – 21 Гц. Бета-волны возникают, когда наше внимание сконцентрировано на повседневной мирской жизни, а также, когда мы испытываем негативные эмоции. Повышение уровня информированности, радость и спокойствие характеризуются альфа-волнами,  диапазоном в 8 – 13 Гц. Такие же волны генерируется при помощи музыки. Музыка, таким образом, имеет расслабляющий эффект. Хорошо известна концепция музыкальной терапии в лечении ряда физических и психологических заболеваний. Вибрирующие звуки музыкальных фраз, созданные энергетические резонансные поля и движение в окружающем пространстве - мы поглощаем эти силы, и они незаметно изменяют наше дыхание, кровяное давление, напряжение мышц, температуру кожи, работу автономных систем и т.д. Человек, расслабленный таким образом, может лучше раскрыть и реализовать свой творческий потенциал и естественный поток энергии. 
Другие стили индийского классического танца имеют схожие основополагающие принципы и могут быть истолкованы аналогично тому, как в настоящем исследовании мы ограничились анализом стиля Бхаратанатьям.

Истинное искусство преодолевает временные границы, остается нерушимым и более продолжительным, чем жизнь, которая носит динамичный характер. Использование телесного движения, танец  в определенном смысле есть инструмент терапии и катарсиса. Он предоставляет индивидуальной личности средства для выражения себя, позволяет общаться с другим при помощи чувств, обращаться к природе и становиться единым со своим "Я". Таким образом, биология участвующих в танце движений тела в танце Бхаратанатьям является объединяющим аспектом физического, психологического и метафизического, способствуя приближению каждого к реализации Абсолюта.

Примечания
* Шива-сутра - один из основополагающих текстов Кашмирского Шиваизма. Он представляет собою сжатое изложение трёх методов реализации и достижения Атмана или Парамашивы.На текст Шива-сутр было написано множество комментариев. Один из самых известных — комментарий Кшемараджи (написанный в X веке н. э.) — Шива-сутра-вимаршини.

* Каушитаки-упанишада, называемая также Каушитаки-брахмана-упанишада, примыкает к Ригведе.

* Шатапатха-брахмана («Брахмана тысячи дорог») — один из ведийских текстов на санскрите в прозе. Описывает ритуалы ведийской религии.

* Вишну-дхармоттара-пурана — одна из 18-ти упа-пуран («второстепенные пураны») — тексты литературы древней и средневековой Индии на санскрите и пракритах). Представляет собою, по сути, вайшнавский энциклопедический текст VII—IX веков. Главы 20-34 посвящены танцу и драматургии.

* Пурушартха — четыре цели человеческой жизни в индуизме (в восходящем порядке):
    Кама — чувственные наслаждения
    Артха — материальное процветание
    Дхарма — мораль и праведность
    Мокша — освобождение из круговорота рождения и смерти (сансары)

* Йога Патанджали, йога-даршана – одна из религиозно-философских систем индуизма; имеющая высшей целью освобождение духа (пуруша) от оков материи (пракрити), от самсары. Основателем считается Патанджали (II в. до н. э), автор "Йога-сутры". Он не является создателем йоги вообще, поскольку йогический праксис был распространен на территории Индии задолго до нашей эры. Термин "йога" имеет у Патанджали (но не всегда у его комментаторов) два значения: высшее духовное состояние (1, 2) и "духовная практика" (садхана), процесс самосовершенствования, ведущий к реализации этого состояния. 

* Сангита-Ратнакара, или "Океан музыки", автор Шарнгадева (Sharngadeva, 1210-1247) является одним из наиболее важных музыковедческих текстов Индии, который музыка Хиндустани и Карнатик рассматривают как окончательный текст. Текст также известен как Саптадхяяни (Saptadhyay), так как он разделен на семь глав. Седьмая часть посвящена танцу.

* Сангита-Макаранд - древняя работа по классической музыке, написана Нарадой. Эта работа включает редкую коллекцию всех необходимых определений, описаний и комментариев на всю музыку древних известных авторов от Бхараты Муни до Шарангадева (Sharangdeva)

Комментариев нет:

Отправить комментарий