понедельник, 5 июля 2010 г.

Миф о пахтании молочного океана

Копия с ресурса: http://www.sikhism.ru/protivniki-bogov/pahtanie-molochnogo-okeana.html

Святой мудрец Дурваса, являвший собой часть самого Шивы, посетил однажды собрание земных правителей и получил от них цветочную гирлянду. На обратном пути в мир богов мудрец размышлял об относительных достоинствах всех богов и пришел к выводу, что Индра больше всех среди них заслуживает подобного подарка от него. Соответственно он вручил гирлянду царю богов и сказал, что это подарок ему. Индра со всей скромностью принял подарок, поблагодарил мудреца за исключительную любезность, а как только Дурваса удалился, отдал гирлянду для развлечения одному из своих парадных слонов. Слон еще ничего не успел сделать с этой гирляндой, как, по недоброму стечению обстоятельств, Дурваса вернулся, чтобы сообщить что-то Индре, и увидел, что слон играет его гирляндой. Разгневанный святой тут же проклял Индру и всех подчиненных ему богов, пожелав им утратить свою божественную энергию и стать такими же беспомощными перед смертью, как люди. Произнеся это проклятие, он ушел восвояси, даже не зайдя к Индре во дворец.

А тут Бали, царь асуров, объявил войну богам и двинулся на Амаравати с огромной армией. Ослабленные боги не могли противостоять асурам, и их поражение казалось неизбежным. Тогда они отправились к Шиве и рассказали, какая неудача с ними приключилась. Шива не мог отменить проклятия Дурвасы и отправил их к Брахме, а тот в свою очередь — в Вайкунту к Вишну, где бог-хранитель возлежал на змее Ананте и спал. Боги стали восхвалять его пением, произнося тысячу его имен, и Вишну от их голосов проснулся и спросил, чего им нужно. Те рассказали ему о своей беде; Вишну погрузился в медитацию и потом сказал, что только определенная доза амброзии, сливок Молочного Океана, может вернуть им их прежние свойства.




Ни одной обычной мутовкой нельзя было бы взболтать этот океан, так что для данной цели надо было вырвать гору Мандару. Одним богам было не под силу поднять эту гору и вертеть ее в океане, поэтому Вишну попросил Индру заключить перемирие с асурами на их собственных условиях, пообещать им равную долю амброзии и таким образом привлечь их силы для пахтания океана. Индра спросил Вишну, не опасно ли делиться с асурами амброзией, ведь она еще усилит их мощь и они станут сильней богов; но Вишну просил предоставить это дело ему.

Соответственно перемирие было заключено, боги и асуры вырвали из земли Мандару и опустили ее в молочный океан. Немыслимое количество сильнодействующих лекарственных трав бросили в океан, чтобы приправить амброзию. Затем боги схватили Васуки, огромного змея, который жил в одном из адов, и обвязали его вокруг горы вместо веревки. Вишну предложил богам встать в головах этой “веревки”, но асуры заподозрили подвох и заявили свои права на данную позицию. Таким образом, боги взялись за хвост змея, и в результате обжигающее дыхание, вылетавшее из пасти Васуки, ослабляло асуров, тогда как богов освежал прохладный бриз, дувший с океана.

В процессе пахтания гора начала проваливаться в жидкое дно океана, и ее было невозможно вращать. Тогда Вишну принял форму гигантской черепахи (это его воплощение называется курма-аватара), нырнул в океан и подставил спину под гору. После этого дела пошли на лад.

На поверхности океана, один за другим, начали появляться так называемые чатурдаса-ратнам, то есть четырнадцать драгоценных предметов. Это были: луна (которая досталась Шиве), дерево париджата и слон Айравата (их потребовал для себя Индра), корова Сурабхи, иначе Камадхену (ее отдали семерым риши), Варуни, богиня вина с сосудом, содержащим суру (напиток, употребляемый богами), апсары, которые отправились жить к гандхарвам, белая лошадь Уччайхшравас (ее отдали Бали, но позже Индра отнял ее, победив в сражении с ним после питья амброзии), богиня Лакшми, морская раковина, булава и сокровище под названием каустабха (все последние взял себе Вишну), а также Дханвантари (автор медицинской науки аюрведы) с сосудом, содержащим амброзию.

Как только возник Дханвантари с сосудом амброзии, боги и асуры отпустили концы веревки, привязанной к мутовке-горе, и сломя голову бросились к лекарю. Началась драка, в которой асурам удалось присвоить сосуд, и они убежали с ним прочь. Но и между самими асурами завязалась склока из-за спора, кому пить первым. Тут среди них появилась дева божественной красоты, с лицом подобным расцветшему лотосу, с пышной грудью и тонкой талией, украшенная ожерельями, браслетами и поножами. Она возникла неожиданно в толпе асуров, звеня браслетами и весело улыбаясь. Асуры тут же позабыли про амброзию и встали как вкопанные, любуясь необыкновенной красотой Мохини (в образе которой явился им сам Вишну). Мохини остановила свой взор на сосуде с амброзией, и один из асуров галантно предложил ей решить, как поделить амброзию, на что все другие тоже согласились. Мохини улыбнулась и усомнилась, будет ли благоразумно доверить такое ответственное решение женщине. “Мудрецы утверждают, — кокетливо сказала Мохини, — что женщины не заслуживают доверия”. Асуры от души посмеялись и были теперь совершенно убеждены в ее справедливости, а потому поклялись, что подчинятся ее приговору беспрекословно. Тогда Мохини заметила им, что и боги и асуры трудились на равных, добывая амброзию, и потому все должны получить равную долю. Она усадила богов и асуров в два ряда и сначала стала обносить напитком богов. Но как только она напоила последнего из них, то сразу же исчезла вместе с сосудом!

Асуры разразились проклятьями в ее адрес, и тут же между богами и асурами началась жестокая битва. Но поскольку боги подкрепили свои силы питьем амброзии, то смогли победить асуров и принудить их к бегству.

Один из асуров притворился богом и уселся в одном ряду с ними. Он уже как следует глотнул амброзии, когда Сурья (солнце) и Чандра (луна) заметили подлог и обратили на это внимание Вишну. Последний в ту же секунду разрубил хитреца надвое своим оружием–чакрой, однако из-за действия амброзии обе части демона остались живы, и Брахма определил им место на небе в качестве планет. Верхняя часть демона названа была Раху, а нижняя — Кету. Рассказывают, что с тех пор Раху стал смертельным врагом солнца и луны и все стремится проглотить их, чем и объясняются солнечные и лунные затмения.

Следует добавить, что Шива был столь увлечен красавицей Мохини, что отправился в Вайкунту и попросил своего божественного товарища снова принять эту форму. Вишну уважил его просьбу, но когда Шива привлек к себе Мохини и попытался овладеть ею, поспешил вернуть себе мужской облик; однако обезумевший от страсти Шива так крепко сжимал его в своих объятиях, что они слились в единое существо.

История о пахтании океана излагается почти во всех пуранах с незначительными модификациями. Ученые по-разному интерпретируют этот миф. Одни считают, что с его помощью символизируются астрономические феномены, а другие усматривают в нем свидетельство о некой доисторической войне. Пока не существует вполне убедительного толкования на этот счет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий