среда, 12 марта 2014 г.

Карнатик


"Карнатик Сангит" – это южноиндийская школа музыки. Она имеет богатую историю и весьма сложную теоретическую систему. Её исполнители и композиторы снискали себе славу мирового уровня пением и игрой на таких инструментах, как вина, готтувадьям,  скрипка и мриданга.

На Западе музыка «Карнатик Сангит» не столь известна, как "Хиндустани сангит" (североиндийская музыка).  Ведь если западные люди думают об индийской музыке, они непременно представляют себе Рави Шанкара и ситар. Несмотря на утонченность южноиндийской музыки, в рамках её не появился исполнитель, узнаваемый во всем мире, подобно Рави Шанкару, как это произошло с североиндийской музыкой, которую он прославил.

Музыка Карнатик имеет тщательно разработанную теоретическую систему. Она базируется на сочетании системы раги талама. Эти термины, соответственно, обозначают сложные мелодические и ритмические формы.

Базовая единица мелодии – рага. Практически, рага – это гамма. Семь нот гаммы называются «са» (Sa), «ри» (Ri), «га» (Ga), «ма»(Ma), «па» (Pa), «да» (Da), «ни» (Ni). Однако, в отличие от обычной гаммы, существует ряд мелодических ограничений и правил. Каждая рага имеет свой определённый путь движения от ноты к ноте.

Раги группируются различными способами. Одни обозначаются как «мела» – их насчитывают 72.


Понятие мела концептуально близко понятию тхат в северо-индийской музыке. Но между ними существует и значительная разница. Южно-индийские гаммы допускают хроматические формы, которые недопустимы в музыке Хиндустани. Например, полностью приемлемо для первых трёх нот (т.е. Sa, Ri и Ga) иметь хотя бы один полутон, кроме основного (*неточные сведения: нота Sa не имеет полутонов и является пракрити – неизменяемой – прим. переводчика). Именно эти расширяющие формы делают возможным существование столь многих «мела».

Тал (талам) является ритмическим основанием системы. Южно-индийские талы (ритмы) определяются системой отхлопывания или отсчета на пальцах, чему уделяется меньше внимания на Севере. Северо-индийские музыканты определяют свои талы через их тхека.




Терминология – это одно из самых больших различий между северной и южной музыкой Индии. В частности, нормально, что термины «рага» и «тал» означают одно на Севере и нечто, совершенно другое, на Юге. Также обычным является использование одних и тех же названий для совершенно разных раг и таламов. Именно эти различия в терминологии и составляют основную трудность в теоретическом согласовании данных систем.
Южно-индийское музыкальное представление основано на трех главных частях. Это паллави,  анупаллави и чаранам. Они приблизительно соотносятся с стхаи,  антара и абхог в музыке Хиндустани.

Оригинал находится здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий