индийский классический танец бхаратанатьям, музыкальная система Карнатик и индийская мифология
среда, 12 марта 2014 г.
Что такое рага, и как их слушать
Рага - музыкальное произведение в индийской музыке, имеющее духовную подоплёку в Ведах.
Каждая рага имеет свой неповторимый характер, от чего и слушать её нужно в подходящей обстановке.
В северо-индийской традиции существует разделение раг по времени суток.
Слушать музыку раги почти столь же трудно, как научиться играть или петь её. От слушателя требуется едва ли не такое же искусство, как и от исполнителя. Причём, если западная музыка динамогенна по природе (то есть способна вызывать непосредственную телесную реакцию), то в индийской музыке это свойство не проявляется (по характеру воздействия она некоторым образом близка музыке Баха).
Свара
Слово свара означает "звук", и как один из кардинальных элементов музыкальной системы она может быть соотнесена со ступенью звукоряда европейской музыкальной системы. Однако это лишь приблизительное соответствие, по существу свара значительно отличается от ступени. Прежде всего, одна и та же свара может употребляться в разных звуковысотных вариантах. Эти варианты определяются шрути - своего рода микротонами, которые понимаются в индийской теории музыки как наиболее тонкие из доступных восприятию различия в высоте звука (шрути означает "то, что услышано"). Свар всего семь, а число шрути - двадцать две. Свару можно считать объединяющей в себе или организующей вокруг себя от двух до четырёх шрути, что позволяет мыслить её интервально, как некую тоновую зону.
Рага
Рага - самый совершенный плод многовекового развития индийской музыки, в высшей степени своеобразное эстетическое явление, сложнейшая художественная конструкция. Рагу можно определить как состоящую из нескольких свар - пяти, шести, семи, иногда девяти - с включением так называемых промежуточных тонов, редко больше. Музыкальная формула, на основе которой в процессе исполнения вырастает композиция, также именуется рагой. Сама этимология слова рага (от корня раньдж - "окрашивать") указывает на определённую эмоциональную окрашенность изначальной формулы и соответствующей ей композиции, точнее говоря - на их способность вызывать у слушателя определённые чувства. В трактате Матанги "Брихаддеши" сказано: "Рага - это такая звуковая композиция, состоящая из мелодических движений, котрая может окрашивать сердца людей". Это основополагающий признак раги, которую в общем плане следует понимать как музыкальное воплощение некоего раса - эмоционального состояния, настроения, которое в начальной фазе существования раги выражается тем или иным набором свар, их взаимодействием, способом их воспроизведения. Это - эмоциональное состояние, и по мере того, как из данного музыкального зерна музыкант творит рагу, оно не только сохраняется, но и обогащается.
Большая роль в этом процессе отводится начальной, заключительной, но особенно - доминирующей сваре, именуемой вади ("говорящая", "объясняющая"). Эта свара и в самом деле задаёт специфическое настроение раги, поэтому её часто называют также дживой, то есть "душой" раги, а иногда её "царём".
Количество раг в настоящее время весьма велико, однако наиболее старые раги, конечно, немногочисленны. К ним в первую очередь следует отнести сезонные раги, возникшие в связи с сезонными ритуалами и празднествами и выражающие те эмоции, с которыми индийцы встречали различные времена года. Таковы, например, раги "Хиндола" и "Васанта", сопряжённые с весной и весенним праздником Холи; летняя рага "Дипак"; рага сезона дождей "Мегха"; рага "Малава" ("Малкош"), связанная с ранней зимой; зимняя рага "Шри".
Это, как существующая для многих раг связь с определённым временем суток, лишний раз демонстрирует свойственное индийцам эстетическое отношение к явлениям окружающего мира и, с другой стороны, наводит на мысль о необычайной силе воздействия на этот мир, которая заключена в музыке. Ведь недаром происхождение многих раг связано с сезонными празднествами, с их ритуально-обрядовой сферой, в которой музыке отводилась роль магического стимулятора различных природных и социальных процессов. Например, в знаменитой легенде о Тансене рассказывается, как он исполнял перед императором Акбаром рагу "Дипак" - рагу летней жары. Музыкант настолько слился с музыкой, что сам был буквально объят пламенем. Его погрузили в реку, но вода в ней продолжала кипеть. Чтобы спасти Тансена, его возлюбленная, сама искусная в раге, запела рагу "Мегха", которая тотчас же вызвала сильный дождь, охладивший певца и прекративший действие предыдущей раги.
Слово рага на санскрите мужского рода, однако по мере развития концепции раги в североиндийской традиции рождается представление о заключённом в раге женском начале, которое связывается с музыкой, выражающей более тонкие, нежные эмоциональные состояния, и которое в конце концов обособляется в "женских" рагах, получивших название рагини. Впервые о "женских" рагах говорит Нарада в трактате "Сангитамакаранда", хотя слово рагини он не употребляет. В дальнейшем рагини начинают представляться как жёны раг, у них появляются сыновья - раги и невестки - рагини. Число раг и рагини постепенно растёт и в XVIII в. Ахобала Пандит в трактате "Сангитапариджата" перечисляет 122.
Параллельно разделению на мужские раги и женские рагини развивается специфическая индийская традиция их живописного изображения. Этому способствует и высоко развитая древняя индийская традиция театрального искусства.
Взято отсюда
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий