среда, 12 марта 2014 г.

История индийских танцев

Источник


В Вишну Дхармотарпуране Маркандейя Муни рассказал Ваджре об изобретении танца. Этот рассказ получил название Нриттасутра.

Давным-давно, когда все закончилось после пралайя (дня, когда жизнь на Земле прекратилась), из пупа Вишну вырос лотос. На этом лотосе восседал бог Брахма. Одновременно были созданы боги и данавы. Два данава - Мадху и Кайтабх - взяли у Брахмы Веды и спрятали их, чтобы никто не смог помочь богам.

Брахма помолился Вишну и получил его благословение. Вишну предложил Брахме изложить свою просьбу. Брахма сказал: "Эти четыре Веды - мои глаза, без них я не могу видеть. Будь милостив, принеси мне их". Вишну встал со спины змея Шеша и стал ходить по дну океана.

Лакшми поразилась, когда увидела, что Вишну не просто идет, но движется самым изящным образом. Вишну превратился в Ашвашира (человека с головой лошади) и отправился в Патал Локу (мифическая область под дном моря). Мадху и Кайтабх увидели Ашвашира и погнались за ним, чтобы его убить. Ашвашир убил их обоих и принес Веды богу Брахме. Когда он вернулся к Лакшми, она сказала: "О, мой господин, расскажи мне, пожалуйста, о том, как ты ходил по дну моря. Я испытала неизмеримое удовольствие, наблюдая за твоими прекрасными движениями! Будь так добр, объясни их мне!" Вишну ответил: "Это ангахара и карана - телодвижения, называемые танцем. Кто будет молиться мне при помощи танца, тот достигнет мокши (состояния, когда душа перестает возвращаться на землю и остается в небесах)".



Бог Вишну показал ангахара и карана Брахме и попросил его изложить их суть. Брахма научил им Бхарату Муни.

Бог Шива - исполнитель космического танца. Согласно Ведам, он является и его творцом. Он танцует каждый вечер. Все боги принимают участие в этом танцевальном представлении, аккомпанируя танцу. Брахма задает тал, Вишну играет на мриданге, богиня Сарасвати играет на вине, Солнце и Луна играют на флейте. Все апсары и киннары (небесные танцоры и музыканты) исполняют свои музыкальные партии, Нанди играет на дамру, Бхринги - на мадале, а Нарада поет.

Земля приводится в движение ногами Шивы, а космос, планеты и звезды движутся, подчиняясь движениям его рук. Поэтому в Ведах сказано - нритьямям джагат, что значит "природа полна танца".

Однажды демон Трипурасура очень навредил богам и завладел всей их собственностью. Всем богам пришлось жить в дремучих лесах и пещерах. Но и тогда демон не успокоился и продолжал притеснять их. Боги отправились к Брахме, который вместе с ними пришел к Вишну. Вишну сказал, что только бог Шива может убить демона, после чего все они явились к богу Шиве и попросили его помочь им, умертвив Трипурасуру. Шива согласился. Исполненный гнева, он отправился на поиски демона. Увидев демона, он принялся яростно танцевать и отрезал ему голову своим трезубцем. Его танец был полон энергии, гнева и вдохновения; он обучил этому танцу своего любимого ученика Танду, который был также известен как Нандикешвара.

Танду распространил этот танец, получивший название Тандава. Бхарата Муни подготовил драму "Трипур Да" и исполнил ее на горе Кайласа перед богом Шивой по повелению Вишну. Шиве очень понравилось представление и он попросил Танду научить Бхарату Муни танцу Тандава, чтобы его драма стала еще более совершенной.

В то же время Парвати, жена бога Шивы, танцевала изящный и нежный, полный любви танец, чтобы ублажать и успокаивать бога Шиву. Этот танец называется ласья. Парвати научила ему Ушу, дочь Банасура, великого почитателя бога Шивы. Уша была женой Анируддхи, внука бога Кришны. Благодаря ей этот танец распространился среди людей. Кришна также положил начало расе, которая является основой натвари нритья в катхаке.

Ранее танец использовался в ритуалах и пудже; это были религиозные танцы, как правило исполнявшиеся по особому поводу в самом храме или рядом с ним определенными людьми или теми членами общины, которые выделялись святостью и чистотой среди обычных людей. Эти танцы исполнялись, чтобы доставить радость богу, в их основе лежали некоторые истории из Рамаяны, Махабхараты или из других священных книг. Исполнители этих танцев назывались бхараты, наты, кушилавы, чараны, или катхаки.

    В древности музыканты и танцоры были прекрасными математиками. Они с легкостью могли просчитать, как уложить сложнейшую танцевальную композицию в определенный ритмический отрезок.

Создателем танца считается бог Шива, одно из его имен - Натараджа означает "Царь танца". Его космический танец символизирует творение, поддержание и разрушение мира. Кришна (инкарнация бога Вишну) и супруга Шивы Парвати также известны как искусные танцоры.

Танец имеет свойство быть занимательным для ума. Поэтому люди используют танец не только как форму почитания божества, но и просто танцуют для собственного удовольствия. Земные цари являются представителями Бога, поэтому танец использовался и для ублажения царей.

Философия танца

Известный древнеримский философ Цицерон писал: "Драма - есть зеркало жизни цивилизации, отражающее уровень образованности людей и степень их духовного развития".

Драма является основополагающей составляющей индийского классического танца, ведь выразить любые чувства можно только посредством движений тела и лица, а если к этому добавить литературу и музыку, то действие на человеческое сознание усиливается.

В обычной жизни мы зачастую, используя некие жесты или физические действия, снимаем стрессы и освобождаемся от плохих эмоций, что приводит к душевному равновесию и спокойствию. Это свойство человеческого организма было замечено индийцами еще в древности, и они стали использовать элементы танца своих ритуальных церемониях. Танец - это одна из форм йоги, помогающая сохранять кровяное давление в норме, увеличивающая физическую силу и выносливость организма, успокаивающая нервную систему, дающая человеку возможность понять жизнь на более глубоком уровне.

Даже если человек не хочет стать профессиональным танцором, регулярные тренировки способствуют развитию самоконтроля, как физического, так и эмоционального, что приводит человеческое тело в баланс с природой.

Если человек совершает физическое действие в определенном ритме, то это называется упражнение. В этом случае энергия человека несет внутренний характер. В случае же, когда физическое действие совершается с подключением чувств и эмоций человека, характер энергии меняется, и она начинает действовать не только на него самого, но и на окружающих его людей. В обоих случаях речь идет об упражнении, но из-за изменения характера энергии, эффект от него абсолютно разный.

Когда мы на седьмом небе от счастья - это не что иное, как танец, ведь если человеку не хватает средств чтобы выразить свои эмоции, он прибегает к помощи жестов и абстрактных движений.

    Можно предположить, что в древности люди выражали себя двумя способами:
    посредством движений рук и тела
    с помощью наскальных рисунков.

Эти движения не были систематизированы, да и чувство музыки было развито слабо. Инструменты были очень простые, использовались камни, кости животных и деревянные палки. Ими отбивали ритм, а люди двигались в такт. Так родился первый, хотя и примитивный танец. Позже в аккомпонимент танца было включено групповое пение.

Танец стал неотъемлемой частью жизни людей, они танцевали от радости после хорошей охоты, чтобы привлечь партнера, танец был лучшим способом выражения своих чувств и эмоций.

Со временем все значимые события в общине, как жатва, охота, свадьба, рождение ребенка и т.д., отмечались групповыми танцами.

Революцию в танце произвела концепция Бога, и танец приобрел новый - сакральный смысл. Через танец люди пытались ублажить Бога, просили его дать хороший урожай или послать дождь. Появилась и новая форма танца - жертвоприношение.

Ритуальные и обрядовые танцы не имели правил и священных книг, которые регулировали бы их. Каждый участник танцевал, как хотел или все люди повторяли движение за старшим и уважаемым человеком в общине.

Постепенно люди стали уделять все больше и больше внимания движениям и жестам. Танец начинался медленно и заканчивался в очень быстром темпе. Увеличилось количество инструментов, сопровождающих танец. Они играли очень важную роль в создании атмосферы и могли выразить особенности отмечаемого танцем события.

Танец - это искусство выражения себя. Ритмично повторяющееся  действие, окрашенное чувством, может считаться танцем. До того времени, когда сформировался язык, человек общался посредством рисунков, мимики, жестов, а также при помощи различных звуков. Древние пещерные люди жили общинами и каждое значимое событие, например, охота, рождение ребенка, смерть - сопровождалось неким действом со звуками и движениями тела.

Со временем наскальные рисунки привели к рождению резьбы по камню, звука - к музыке, мимики и движения тела - к танцу. Музыка всегда была значимой составляющей танца. Постепенно человек научился земледелию и скотоводству, и его связь с природой стала еще теснее.

'Nritymeiyan Iagaf '- известное изречение на санскрите означает " Природа полна танца ". Луна вращается вокруг земли, земля вращается вокруг солнца. Морские волны отбивают бессмертный ритм об острова и континенты. Смена времен года - это тоже бесконечный, никогда не останавливающийся ритм. Все это открыло человеку простую истину, если хочешь выжить - подстройся под общий ритм природы.

Когда человеку не хватает слов, чтобы выразить свои чувства, он начинает жестикулировать. То есть, когда чувство достигает своего пика, человек или любое живое существо начинают автоматически изъясняться движениями тела, мимикой, жестами. Например, человек начинает прыгать от радости, сжимать кулаки от гнева, ходить взад и вперед, когда он раздражен. Часто у животных и птиц во время брачных игр, самец выделывает невообразимые акробатические трюки, что тоже можно считать еще одной формой танца. Любовь, ненависть, гнев, печаль, волнение являются теми чувствами, которые обычно выражают посредством танца.

С ранних времен человек понял, что танец обладает неисчерпаемым ресурсом концентрации и медитации. Вследствие чего во многих азиатских странах развивалась тенденция к использованию танца как богослужения. С другой стороны, характерной чертой сельской местности стали танцы, показывающие сцены сбора урожая, посевных работ, фрагменты охоты. Удачная жатва, отвага охотников - были основными темами этих танцев.

В западных странах танец оставался на прежнем уровне, где его задачей было только привлечь внимание противоположного пола. Хотя при дворах королей в качестве простого развлечения, не считая группового танца - бала, развивались такие танцы как полька, вальс, танго, фокстрот, быстрый степ, ча - ча - ча, румба, фламенко. Так же театр развивал традиции сольного танца, дуэтов, добавляя в них элемент драмы. В России балет стал формой классического танца, где с раннего возраста танцоры изучают азы техники и хореографии, как для сольных, так и групповых танцев.

В азиатских странах, особенно в Индии, помимо фольклорных танцев, широкое распространение получили ритуальные и обрядовые танцы. Во время священнодействия избранные люди общины исполняли эти танцы вокруг или даже внутри храма. Считалось, что эти танцы обладали магией и чистой, и способны ублажить Богов. В Индии танцы, посвященные богам, брали свои сюжеты из древних эпических поэм Рамаяны, Махабхараты и других священных книг. Люди, исполняющие подобные танцы были известны как Bharats, Nut, Kushilav, Chaaran и Kathak.

Танец - это не только искусство, но и хорошо развитая наука. С одной стороны он тренирует  тело, с другой - дает эмоциональную разгрузку. Абхиная Дарпана (легендарная книга по танцу, написанная Нандикешварой в 3 - 5 веках до нашей эры) говорит о том, что танцор должен обладать знаниями музыки, йоги, камасутры, уметь играть на музыкальных инструментах, быть "мастером Ритма", что позволит ему сочинять новые танцевальные композиции, то мы увидим, что в их основе лежит чистая математика, физика и эстетика. Возможно, обывателям это покажется странным, но это так.

Музыканты и танцоры были хорошими математиками. Они высчитывали и создавали разнообразные и очень сложные композиции, что показывало их превосходство над остальными.

Все религиозные великие деятели, начиная с древности и до наших времен, были профессиональными танцовщиками.

В Индуизме люди делятся на три категории: первые - "Shaiva" - те, кто верят в Бога Шиву, вторые - "Vaishnava" - те, кто верят в богиню Шакти или инкарнации Богини Парвати. Удивительно, но Бог Шива широко известен как Nataraj - космический танцор, Кришна (инкарнация Бога Вишну) - Natnaager, а Парвати считается партнершей по танцу Бога Шивы.

Таким образом, мы видим, что в индийской религии танец занимает важное место.

В Индийской культуре искусство музыки танца делится на два направления: Южно-индийское и Северо-индийское. Хотя в их основе лежит одна и таже концепция музыки и танца, но способ ее выражения абсолютно разный. Это во многом объясняется тем, что Северная Индия претерпела ряд политических и культурных изменений, связанных с постоянными вторжениями захватчиков из стран ближнего востока и Европы. Каждый раз они приносили с собой свою культуру, традиции и насильно навязывали их покоренному народу. На юге же Индии, влияние извне было минимальным, и культура практически не утратила свой первозданный облик. Индия всегда была гостеприимной страной, где с уважением и почтением относились к культурам других стран, и многие деятели искусства со всего мира приезжают сюда для культурного обмена. Все это еще раз доказывает, что танец любой страны или даже маленькой деревушки на ее территории является отражением культурного, политического, экономического и духовного уровня развития населяющих ее людей, показывает богатство и разнообразие их вкуса и способствует развитию культурного обмена между странами. Это может показаться странным, но отдельно взятый танец может многое рассказать о регионе, откуда он родом, о характере деятельности населяющих его людей, об их традициях, быте, о географическом местоположении региона, о климате, о религиозных особенностях, об уровне образования, об экономическом положении, можно даже узнать о наличии водоема в тех местах и т.д. Это прямо указывает на то, что танец - это не только развлечение, но и серьезная наука, тесно связанная с психологией человека, отображающее его философию и мировоззрение, показывающая развитие интеллектуального уровня человека.

Обычно для танца используются костюмы ярких и насыщенных цветов, символизирующих счастье, силу и энергию жизни. Для каждого танца характерен свой костюм. Например, на Тибете для танца, который исполняют Ламы во время религиозных церемоний, используется тот же костюм, что и много веков назад. Это не просто костюм, он несет на себе важную смысловую нагрузку и является неотъемлемой частью ритуала. Индонезийский балет исполняется только в определенном гриме и костюме. В Японии костюм является важным элементом самого представления, а цвет костюма дает информацию о характере и роли персонажа.

Большинство танцев как народных, так и классических можно идентифицировать при помощи жестов и движений, используемых в них. В классических танцах они более отточенные и четкие, так как индивидуальное самосовершенствование является неотъемлемой частью представления. В Индии существует семь классических стилей танца: Катхак из Северной Индии, Манипури из восточной и северо-восточной части Индии, Одисси из штата Орисса, Кучипуди, Бхаратнатьям, Мохини аттам и Катхакали из южной части страны. Помимо этих семи стилей быстро развиваются и получают широкое распространение еще три стиля танца: Yaksha Gaan, Chhau, Rabindra Nritya. Они считаются полуклассическими танцами.

Все эти танцы следуют правилам, описанным в древних книгах Бхарата Натья Шастра и Абхиная Дарпана. Эти книги описывают в деталях технику исполнения всех движений и строго регламентируют их: 28 жестов одной руки, 32 - обеими руками и около 42 комбинированных жестов. У каждого жеста есть название, и указывается контекст, в котором его нужно использовать. Жесты, используемые при отправлении религиозных культов в Индуизме, очень схожи с теми, описанными в Натья Шастре и Абхиная Дарпана.

В Тантра Шастре, известной как черная магия, культы тоже отправляют, используя медленный танец, позы и движения рук. Магия уходит глубоко корнями в разум человека. Она дает ему власть, удовольствие и Paisa (деньги). Так же действует и танец, он буквально гипнотизирует зрителя (показывает власть и удовольствие).

Танец - это средство, помогающее выразить все наши потаенные чувства в элегантной и красивой форме. И если во всем мире существует языковой барьер, то язык танца - универсален и понятен всем.


Народные танцы

Природа всегда призывает человека танцевать и петь. Разнообразные движения зверей и птиц, игра морских волн на берегу, танец лепестков, овеваемых ветром - все заставляет людей двигаться в ритме танца природы.

Первоначально люди следовали побуждениям своего сердца и танцевали. Впоследствии появились особые формы и типы народного танца для различных сезонных праздников и обрядов. Они получили названия в соответствии с теми периодами и событиями, с которыми было связано их исполнение. Как правило танец, исполнявшийся по поводу свадьбы или рождения ребенка, назывался "Санскар Нритья". Танец, основанный на мифологических событиях, назывался танцевальной драмой, или Нритья Катха. Танец, имевший отношение к какому-то времени года, назывался Риту Нритья. Танец, исполнявшийся в какой-то из праздников, получил название Парва Нритья, или Утсав Нритья. Танец, посвященный богу - Адхъятмик Нритья.

Народный танец не имеет никаких фиксированных правил или установлений. Эта традиция передается из поколения в поколение практическим путем. Сила, которая за этим стоит, есть влечение сердца. Время от времени народный танец включал в свою палитру различные жесты из классического танца, акробатики, производственных движений и повседневной работы. Многие танцоры старались блеснуть сложным акробатическим трюком во время танца. Народный танец отличается свободой и открытостью, он всегда находится в становлении и остается привлекательным для всех.

В каждом штате есть свои народные танцы, и они так или иначе связаны с местными природными условиями и с местными праздниками. Ниже перечислены некоторые из народных танцев каждого штата:

    Джамму и Кашмир: Роф, Бачан Гама, Кудд, Пхуммани
    Химанхаль Прадеш: Банджара и Гадерия, Гхугхути, Лавнибгавали, Чурана
    Сикким и Ладакх: Шапдох, Шонграхес, Кошенграхес, Шупларчес, Ньявоперчес, Чхам, Джабро
    Манипур и Ассам: Лай-Хароба, Кабуи, Киртан, Раслила
    Пенджаб: Бхангра, Джхумар, Гидда, Кики, Лудхи, Нати, Тхакури, Магел
    Раджастан: Гхумар, Джхумар, Дандия, Расия, Валар, Дхол, Матка Нритья, Талвар Ка Нач, Саперо Ка Нач, Гиндар, Тератали, Качхи, Годи, Гаир, Каалбели, Бхавай Нритья
    Гуджарат: Гарба, Свастика Рас, Манджира, Матки, Гарби, Рас
    Махараштра: Типри, Гоф, Гаурича, Дхолача Нритья, Дашавтар, Накта Нач, Дера Нритья, Шанкхасур Нритья, Лезиям Нритья, Радха Нритья, Бхагат, Годхум, Пинга, Комбда, Кана, Джинджхота, Джимма, Лавни, Тамаша
    Утар Прадеш: Пандав Нритья, Тихали Нритья, Джагар, Джхумело, Чхопати, Чайтипасара, Чхапели, Чанчари, Чаулийя, Раслила, Талрасак, Каджари, Холи, Данда (Чатта) Карма Нритья, Дивали Нритья или Дипак Нритья, Бхагат Нритья.
    Бенгалия: Райванши, Дхали, Катхи Нритья, Латхи Нритья, Джхумар, Дхамайл, Арти, Врат Нритья, Киртан Нритья
    Орисса: Гхумура, Бхуйя, Джонг, Карма, Конд Нритья, Мудийя Нритья
    Бихар: Рамлила, Киртания, Кунджваси, Бхагата, Пуджа, Арти, Сатури, Браджваси, Ваншилал, Кадамлила, Наглила, Натва
    Мадхья Прадеш: Пали, Бхаули, Навтали, Джоди, Пхулпати, Гарба
    Керала: Сангхкали, Курияттам, Тхуллал, Якшаган
    Тамилнаду: Курванджи Нритья, Карагам, Кавди, Нарьял Кавди
    Андхра Прадеш: Кучипуди, Уппувадьям, Матхури, Кумми, Колаттам, Ченчу, Гадава, Конд
    Майсур: танец урожая Кург, Чакке и Джаде Колатт, Пукхиаттам
    Андаман и Никобар: Байронг, Джонгир, Легонг, Рангда, Танец Семи Дочерей

    Народные танцы можно распределить по трем категориям:
    Адиваси Нритья (танцы племен) - принадлежат отдельным племенам и народностям в сельской местности;
    Граминд Нритья (деревенские танцы) - танцы деревни и танцы людей низших каст, обычно необразованных.
    Шехри Нритья (городские танцы) - массовые танцы на различных праздниках и по другим поводам, исполняемые жителями городов; эти танцы не являются ни классическими, ни народными в чистом виде, но представляют собой смесь обоих направлений. Как правило они хорошо продуманы, имеют богатое музыкальное сопровождение, нередко с использованием западных музыкальных инструментов. Пример такого рода танца - танцы Дандия, исполняемые по поводу Навратри Гарба в Гуджарате.

Комментариев нет:

Отправить комментарий