четверг, 6 февраля 2014 г.

Варнам, Падам и Шабдам

Автор перевода и комментариев: marybum. Взято отсюда (отредактировано при перепубликации)
Оригинал (первоисточник)

Как определить Варнам
Варнам - это песня в репертуаре музыки Карнатик. Это относительно длинная композиция, может длиться от 30 минут до часа. Обычно создается на талу Аади (8 счетов в цикле) или Ата талу.  Это центральный номер в концерте или танцевальном выступлении. Стихи просты и состоят обычно из длинный слогов и фраз из свар (нот) различной длины, которые наилучшим образом показывают рагу. Есть два вида варнама - Таана Варнам и Пада Варнам.

Варнамы - это наиболее сложные музыкальные упражнения для голоса в Карнатике. Они создаются для развития культуры голоса и контроля над ритмом. На практике варнамы часто исполняют на двойной или даже тройной скорости, на которых правильный ритм по-прежнему должен соблюдаться.

Виды варнама.
Тана варнам - чисто вокальное упражнение, Пада варнам - обычно исполняются во время исполнения южно-индийских классических танцев (Бхаратанатьяма). В пада варнамах больше текста и лирического содержания, чем в тана варнамах. Тана варнам состоит из пары строк, а слова могут быть растянуты на множество нот. Например, многие варнамы содержат слово "Свами", что означает Бог, и его могут растянуть так -  “sva a a a a a a m i i i i i i i”… и т.д.

Состав варнама.
Варнам имеет следующие составляющие:
• Паллави - Pallavi: первая линия, содержит текст
• Анупаллави - Anupallavi: разновидность повторения, содержит текст
• Муктайисварам - Mukthaayiswaram: целиком состоит из имен нот (или свар) - например sa ri ga ma pa da ni sa
• Чаранам - Charanam: поется с текстом
• Свары чаранама - Charanam Swaras: состоит только из имен нот



В Пада варнаме текст перекликается со сварами чаранама. Свары появляются в нескольких группах (стихах).

Чаще всего варнам исполняется в таком виде:
Pallavi Anupallavi
Muktayi Swaram
Pallavi (на двойной скорости)
Повтор, потом Паллави поется на третьей скорости или в изначальной скорости.
Charanam
Charanam Swara Group 1
Charanam
Charanam Swara Group 2
Charanam
Charanam Swara Group 3
Charanam
Charanam Swara Group 4
Charanam

Обычно 3-5 групп свар в каждом варнаме. В целом, обычно весь чаранам исполняется на полуторной скорости по отношению к началу песни.

Варнамы обычно исполняются на два вида ритма - на Ади тал (8 ударов в цикле), Ата тала (12 удара в цикле), обычно варнамы на Ата талу более сложные и более высокого уровня.

Варнам также можно разделить на две части:

a) Пурванга - Purvanga – первая половина, состоящая из Паллави, Анупаллави и Муктайи (читта)сварама.
 b) Уттаранга - Uttaranga - вторая половина, состоящая из Чаранамов и сварамов чаранама (чаранасварамов).

Паллави и анупаллави, обычно состоящие каждый из 2х строк, поются последовательно, за ними следует Читтасвара. Затем певец возвращается к паллави, чтобы спеть всю пурварангу в двойной скорости, перед тем, как перейти к уттаранга. Чаранам обычно состоит из 1 строки стиха,  за которой идет 4 или более строк сварама. Уттаранга также может исполняться на нескольких скоростях.

(ПС От автора перевода: в Пада Варнамах в музыкальную композицию обычно внедряются джати - они не принадлежат композиции изначально - обычно автор танца, в процессе создания танцевального варнама, сам подбирает джати и вставляет в танец. Традиционно первый джати - трикала джати - джати на трех скоростях. Также отмечу из своего опыта, что в чаранаме последний сварам самый длинный, самый сложный, быстрый и обычно самый красивый, в начале чаранама попадаются сварамы совсем простые. ну и также хочу сказать, что линии чаранама исполняются чаще всего на ту же мелодию, что и предшествующий им сварам - то есть сначала мелодия пропевается нотами, а потом на нее же исполняется строка песни. Часто случается также, что в варанаме первая половина очень короткая, зато неисчислимое количество чаранамов. И еще, в первой части чаще всего конструкция для танца такая: джати, паллави, джати, повтор паллави 1 раз, анупаллави, джати, далее может быть как повтор паллави, так и предыдущего анупаллави - делают и так и так., затем джати, еще одно анупаллави, и повтор или паллави или предыдущего анупаллави и т.п.)

Определение Падама
Конкретный вид музыкальной формы или композиции (сабхаа ганам), задуманной для танца. Она помогает отобразить отношения героя и героини (найака - найаки), а также тожи (близкого друга), чтобы сообщить важные истины. Обычно слова пишутся от лица героини, героя или подруги, и описывают радость, печаль, чувство любви. Они  обращаются к богу не напрямую, так как найака по сути являет собой параматму (великую душу, Бога), а найика - героиня представляет дживатму - человеческую душу, существо. А тожи - это учитель, гуру, так что слова каждого могут помочь зрителю достичь мокши (небес).
Падамы на языке телугу в качестве найика обычно выступает Кришна, в то время как Тамильские стихи часто обращаются к  Субраманье (Муругану) как к найаке.

В падаме есть паллави, анупаллави и как минимум один чаранам (все с той же сварой), с несколькими сангати и с легкими прайогами, во время отображения свойств раги (рага сварупам). Некоторые падамы начинаются с анупаллави.  Исполняемые главным образом во время танцевальных выступлений, их также могут включить в конец музыкального вокального или инструментального концерта.
Первые падамы на санскрите были созданы Васудевой Кави, украшавшего трон Короля Сафроджи Танджорского.

В танце падам требуется больше абхинайи, экспрессии,  чем работы ног. Иногда в падаме вообще нет никакой работы ног.

Определение Шабдама

В этом номере танцор показывает абхинайю в первый раз во время выступления (классического концерта). Абхинйая исполняется на простой сахитьям (стихотворение), линии которого обычно отделены друг от друга простыми корвеями (последовательностями простых технических движений танца. не имеющих смысла). Обычно номер создается на талу мисра чапу (семь ударов, та-ки-та та-ка-ди-ми), и наиболее известные из них восславляют Кришну.
 Обычно что-то вроде синопсиса содержится в первой линии, который объясняется позднее при повторах. Количество куплетов в стихотвореннии бывает от 2 до 5. Каждая часть содержит отдельную историю, а все они вместе - это одна история. Обычно они об одном герое, на одну тему. Часто пишутся на рагу малику (набор раг, каждый куплет на новую рагу.

Движения неторопливы. В шабдаме эмоции придерживаются вначале, затем они проявляются в степенной, размеренной форме.

Комментариев нет:

Отправить комментарий