понедельник, 24 февраля 2014 г.

Шрингара и Бхакти в танце

Из книги В.П.Дхананджаяна "Танцор в танце" - Глава IX Шрингара и Бхакти в танце.

Перевод Н. Савельевой
Оригинал находится здесь

Искусство и культура – это два неотъемлемых компонента жизни человека. Искусство, во всех его неисчислимых видах, есть проявление творческой силы человека, служит сохранению и преумножению национального достояния каждого народа. С незапамятных времен различные формы искусства были средством почитания богов, указывали путь к спасению, мокша.

Что бы мы ни говорили или не делали, главной целью нашей жизни остается освобождение. Поэтому в религиозные институты воспитали в своем лоне формы искусства в высшей степени совершенные и привили им осознание праведности через преданность верховному зодчему нашей многогранной вселенной. Среди всех этих созданий, Натья или танец, считается наиболее совершенным и завершенным.

Пятая веда
В Натья Шастре Натья называется пятой ведой:

Яграх падьямригведат Самавхио гиитамевача Яджурведа адабхинайан Раса анадха Арванадапи
Знание о мире из Ригведы, музыка из Самаведы, искусство выражения мысли из Яджурведы и теория Раса из Атхарваведа были взяты.

Далее Бхарата говорит: "Для блага будущих поколений Я создал пятую веду".

Вот почему так важен и значим этот трактат. Позвольте также привести изречение Бхараты по поводу важности наглядных искусств:

Уттамаадхама мадхьянам наранаам кармасамграхам хитопадеса янанам дхрутхикриидасукхаадикрит
"Натья учит добру различные умы. Уттарама – просвещенный, Мадхьяма – ученый, Адхама – неграмотный".

Поэтому, цель искусства – научить неграмотного, просветить ученого и развлечь просвещенного. Единственная цель Натья или танца, который является разумной комбинацией гитам (пения), вадьям (инструментальной музыки) и нриттам (танца), этим трактатом, самой жизнью и традицией четко определяется, как «Бхакти Марга» - путь преданности.

Несмотря на эти установленные нормы, существуют противоположные точки зрения на цель танца. Предполагается, что в танце нет места для Бхакти или других духовных ценностей, что его задача – выражение различных эмоций, в основном «Шрингара» или чувственной любви.

Шрингара – король эмоций
Шрингара почти стала синонимом танца, так как это ключевая тема, изображаемая посредством этого искусства. Такой подход может привести недобросовестных критиков к мнению, идущему вразрез с изначальной причиной танца, явленной нашими мудрецами и предшественниками. Среди восьми рас, упомянутых в Натья Шастра, первой стоит Шрингара, которая есть чувство любви. В английском нет эквивалента термину Шрингара, как говорит мне мой опыт. Часто неправильно используется определение «эротическая», но это неверное уточнение.

Тема любви всегда была наиболее популярной в искусстве и литературе всего мира, разве можно после этого использовать термин «эротическая» при описании любой романтической истории – это может привести к превратным представлениям, будто все в мире песни и танцы порнографичны, и соблазн – их истинная цель.

Простое определение Шрингара говорит, что это любовь между мужчиной и женщиной во всех ее проявлениях и следствиях. Более глубокое размышление приводит нас к выводу, что Шрингара – это та из рас, что трогает наше сердце, возвышает нас духовно и оставляет после себя заветное и особенное чувство.

Некоторые танцоры и критики до сих пор говорят о Шрингара, как о некоем порнографическом переживании, приводя в пример различные песни, переполненные чувством любви. Они забывают, что такая чувственная любовная лирика была результатом и средством высокого духовного слияния с Высшей сущностью. Бхакти – вот другое имя этого феномена.

Возьмем для примера произведение Гитаговинда поэта Шри Джаядева. Хотя содержание его – это сплошные любовные сцены и разговоры, произведение было написано святым, который не знал о любви ничего, кроме Бхакти. И если бы речь в его произведении шла о вожделении и соблазне, могли бы эти стихи использоваться как религиозные гимны, что каждый день исполняются от рассвета до заката в храмах Гурувайюра и Джаганнатха?



Существует множество примеров произведений, кажущихся мирскими для неглубокого ума, но на самом деле являющихся духовными по содержанию, созданиями одаренных свыше святых-певцов, созданных для того, чтобы привлечь внимание обычных людей к божественному.

Ади Шанкарачарья описывает Шакти Мата – богиню-мать – до анатомических деталей, как образец совершенной женщины. Это называется «Сундарья Лахари» или «Шрингара лахари».

Когда мы читает это, или Гитаговинда или восьмую песнь Калидаса «Кумарасамбхава» - испытываем ли мы эротические переживания или наслаждается эстетической красотой летящего воображения поэта?

Шрингара – это непостижимая красота творения, что возникает из любви. Каждое чувство возникает в любви и от нее происходит. Поэтому Шрингара – самая главная раса, известная как «Раса раджах».

Бхакти или преданность
Не могу не процитировать слова Раджаджи по поводу Бхакти. Он сказал: «путь преданности ничем не отличается от пути знания или джнана. Когда рассудок достигает зрелости и находит надежное пристанище в разуме, он становится мудростью. Когда мудрость объединяется с жизнью и порождает действие, она становится Бхакти. Знание, достигшее полной зрелости, есть Бхакти. Если же оно не преобразуется в Бхакти, то такое знание – лишь мишура. Вера в то, Джнана и Бхакти, знание и преданность, отличны друг от друга – невежество.»

Когда мудрость объединяется с реальностью жизни, и эта реальность в действии – есть любовь к Богу. В цикле созидания, любовь и секс – реальность и прекрасные произведения искусства, поэзия, музыка, скульптура, живопись или танец, черпают вдохновение из этого неиссякаемого источника красоты, это и есть Шрингара. Душа, понявшая это, есть Джнани или Бхакта. Это одно и то же, согласно Раджаджи.

Шрингара и Бхакти в танце

Знатоки и критики могут выразить сомнение по поводу того, каким образом достигается эффект Бхакти, иначе, как может чувство высокой красоты быть пережито зрителями, смотрящими танец, полный Наяка-Наика бхава. Например, когда один томится по другому или описывается тайная любовь Радхи к Кришне или показывается обычное поведение продажной женщины, которая предостерегает своего дружка, что она: «захлопнет дверь перед его носом, если у него нет денег, хотя бы он был сам господь Бог».

Как я писал выше, существует несколько уровней умственного развития – Паамара, Пандита и Гнани (дилетант, ученый и просвещенный). Поэтому танцор должен быть очень внимателен при выборе танцевальных программ для различных типов аудитории. Цель любого искусства, и танца в том числе, улучшение людей, подъем их до новых высот мысли и видения. Но искусство не должно опускаться на землю, его нельзя привести к общему для всех уровней ума знаменателю.

Снова процитирую Бхарату:
Дукхаартаанаам срамартаанам сокартаанам тапасвинам вшрантхи джананам кале натьяметатбхавишйатхи
Локе бхактививардханам натья метатбхавишйатхи

«Натья путь будет отдохновением и развлечением для бедствующих, уставших, утомленных и для святых. Хотя она и предназначена для развлечения, нужно также пояснить, что она должна пробуждать и увеличивать Бхакти в душах людей».

Способы выражения Шрингара также многочисленны, как и пути ее постижения в литературе и в танце. Невозможно вообразить себе как все те старые традиционные манеры театрализованных представлений вылились в современное театральное искусство. Современный сольный Бхаратанатьям – результат ряда эволюционных циклов, имевших место в прошлом. Нынешняя программа и порядок ее исполнения – хороший пример удачных новшеств в русле традиционного творчества.

В конце концов, традиция - это не зловонный заросший пруд, но вечно свежая, вечно обновляющийся поток, как Ганга.

В нынешних условиях при планировании репертуара Бхаратанатьям мы должны принимать во внимание существование трех типов зрителей, как указано выше. Как правило, опытный танцор может оценить уровень аудитории таким параметрам, как организованность, особенности окружающей обстановки и повод сбора. В своей танцевальной практике я всегда старался готовить программу в расчете на преобладающий тип зрителей.

Разумное планирование
Аудитория Саттвика, различающая три уровня восприятия, интеллектуальный, эмоциональный и физический, все одинаково хорошо развитые, способна переживать представление на любом уровне человеческого восприятия. Шрингара, например, может быть представлена со множеством оттенков, на различных уровнях чувственности, Бхакти шрингара, или Ватсалья шрингара, на фоне медленных или средних по темпу песен, как Кшетрайя Падамы или подобные с более глубоким философским смыслом.

Аудитория Раджаса опирается только на свои эмоции, понимает представление как изощренное развлечение, источник удовольствия. Музыкальные композиции содержащие Рати шрингара не окажут достаточно мощного воздействия на их интеллектуальное восприятие. Поэтому лучше использовать композиции с более определенным содержанием, как «Бхаваями» Свати Тируналя, по мотивам Рамаяны, «Пралая Пайодхи Джале» или другие, повествующие о воплощениях, или многочисленные песни о детстве Кришны и его проделках. Перечисленные композиции будут привлекательными, не оскорбляя вкусы аудитории и не будя ее низкие инстинкты. Действительно, такое представление должно пробудить Бхакти Шрингара в данной аудитории. Здесь Шрингара передается за счет переносного смысла истории, о которой поется в песне.

К сожалению, вследствие факторов социальных и экономических, изощренное искусство танца никогда не достигает менее состоятельные слои населения, городского или сельского. Они могут быть обозначена как Тамаса аудитория.

В наше время зрителей нельзя однозначно разделить на описанные группы, опираясь только на их экономическое положение. В аудитории присутствуют все три группы, смешанные в различных пропорциях. Для зрителей Тамаса больше подходит быстрый, ритмичный танец, с небольшим количеством эмоционального содержания, их переживание Шрингара представляет собой волнение и радость после просмотра оживленных композиции типа Тилланы. Танцы типа Бхаджан, с ускоряющимся темпом и очень мелодичные переводят данных тип аудитории в сферу преданной любви, Бхакти Шрингара.

Тут уместно остановиться на двух типах Сиддхи (достигнутый эффект) упоминаемых Бхаратой, в приложении к представлению Рати Шрингара. Это Мануши Сиддхи и Дайвика Сиддхи, человеческий и божественный эффекты. Зритель типа Саттвика (просвещенный) наслаждается хорошо исполненной Самбходжа Шрингара, как божественным проявлением, он зачарован способностью танцора изображать подобного рода переживания так тонко и точно. Это Дайвика Сиддхи. Дилетант воспримет это представление по-другому. Может быть ему покажется, что танец вульгарен, его низкие инстинкты будут возбуждены. Представление может показаться ему настолько обольстительным, что он будет выражать свое одобрение при помощи громких аплодисментов и свиста. Это Мануши Сиддхи.

Важность Шрингара и Бхакти для танца
Настоящая любовь по сути своей божественна, вне зависимости от контекста. Из девяти рас, о которых мы обычно говорим, Шрингара – единственная, которая содержит в себе все другие, как части ее проявлений в различных ситуациях и с различным настроением. Бесконечно прекрасны все ее проявления и выражения. Остальные расы имеют свойственные им ограничения. Поэтому существует бесконечное число стихотворений о любви, литературных произведений, посвященных Шрингара. Некоторые из них стали частью танцевального репертуара благодаря своим высоким поэтическим качествам. Для Бхакти нет такой пестрой гаммы выразительных средств, за исключением рас Шанта и Каруна. Но возможно, что используя Санчари бхава (прим. - когда с помощью пантомимы показывается не буквальный смысл песни, а проводится развитие смысла, рассказ истории, иллюстрирующей и углубляющей смысл, скрытый в стихах), совершенствуя технику Абхиная, вызывая у зрителя различные раса путем использования разных легенд о богах и святых в повествовании, мы сможет пробудить Бхакти в аудитории.

В то время как Рати Шрингара композиции должны исполняться только опытными танцорами, полностью понимающими текст песни, способностью исполнить танец тонко, с хорошим вкусом, песни Бхакти могут исполняться детьми. Это не значит, что другим не следует исполнять Бхакти. Просто при изучении подобных композиций, у детей появится интерес к мифологии и эпике. Также это поможет привить ребенку хорошие манеры поведения и чувство дисциплины. Какой смысл заставлять маленьких детей танцевать «Могудочи Пилачеду» или варнам, где Наика – Вирахотхкантхита, когда они даже не знают что такое брак!

Подводя итог, можно сказать, что Шрингара - есть та самая реальность жизни, должное знание которой развивается в Бхакти.

Красота - это Истина, которая вечна и от которой все происходит, и куда все возвращается. В Упанишадах сказано:
пурнамадам пурнамидам пурнатпурнамудачьяте
пурнасья пурнамадая пурнамевавасисьяте

Наслаждаясь красотой плодородных искусств, мы должны помнить, что, как заметил Рабиндранат Тагор: «если красотой можно наслаждаться до бесконечности, то необходимы ограничения. Необузданное воображение не может создать ничего прекрасного, как не нужно поджигать дом, чтобы зажечь лампу. Огонь нужно держать под контролем, чтобы он светил, но не разрушал».

1 комментарий:

  1. How to Make Money With Betfair - Best Payout Casinos
    If you want to make money from online betting at Betfair you need to choose the best bookmaker for you. This article will cover งานออนไลน์ everything you need to

    ОтветитьУдалить