суббота, 8 февраля 2014 г.

Каллиграфия и механика в бхаратанатьям


Оригинальное название статьи: "Различия между индийским классическим стилями танца по установкам Натья Шастра, тантра, каллиграфия, механистический подход и психиатрия".

- Ashwini Shankar, Chennai

Перевод с англ.и примечания: duga. Некоторые идеи автора остались мною не понятыми, что несомненно сказалось в некоторых местах перевода. Оригинал статьи от 7 марта 2010

Можете ли Вы сказать, эти цветы живые или ... латекс?

Темы, затронутые в этой статье:
  • Выяснение Падмы Субраманьям о том, что есть Recaka* в Натья Шастре
  • Значение Recakas в создании Расы
  • Что делает танец привлекательным, красивым и интересным
  • Kaisiki 
  • Против движений роботов  или отрицание механистического подхода
  • Почему собственно индийский классический танец является сольным  
  • Laya и 22 Sruthis
  • Почему Бхарата Муни не позволяет мужчинам петь (а также доказательства того, что большинство танцоров и rasikas фактически глухие)
  • Линии силы и почему Анита Ратнам основала свой класс Tai Chi
  • Anga Suddham, режимы движения и каллиграфия
  • Тантрические объяснения всего с точки зрения 3 гун, 5 элементов, Вритти и т.д.
  • Разница между истинным искусством, конвейером рекламных товаров и мусором
В своей книге о Каранах, Падма Субраманьям смело попыталась определить, что есть танец, а что нет. Большая часть ее объяснения строится вокруг термина Recaka.
Чтобы дать вам представление об ошеломляющем разнообразии, например, Pada (ноги) Recakas (изящных движений ног. Прим.пер.) только упомянем это "умейте использовать пространство по краям, двигаться вперед, скользить, колебаться, трепетать, встряхнуть, приступить , отвернуться и пойти назад, повернуть, парить, толкнуть, сделать рывок, поднимать, опускать, рисовать, расслаблять  или закрутить вихрем".
Падма Субраманьям, однако, утверждает, что Recakas "не могут быть пронумерованы  или перечислены".
Она также использует термины Prthagbhava (четко / резко очерченный) и Valana (гладкий / размытый) утверждая, что выступление, в котором мастерски использованы подобные компоненты движения , "никогда не может быть скучным даже для непосвященных".
Все это исполнено смысла, в то время, как я еще не понял ее определения Anga Suddham (чистота телесного выражения) с одиноким присутствием Prthagbhava.



Алатхур Виджайакумар, основатель Kalavardhanis, думал будто открыл Америку, заявив, что он открыл формулу, которой определяется "присутствие благодати" (или, скорее, наличие жизни) в определенной последовательности танца.
Любое движение робота (стремящееся уподобиться танцу брейк или маршевому шагу солдат армии) можно очень точно описать в терминах скорости (V), ускорения (V ²) и рывка (V ³).
Падма Субраманьям говорит: "... если интенсивность [движения] является постоянной, действия страдают отсутствием вариаций. Линии могут быть определенными (ясными), четкими и различающимися в каждом действии с четкостью даже в расходящихся движениях. При таком подходе к действию, каждое новое движение наступает безо всякой связи с предыдущим, в результате чего движения не получают растворения друг в друге.
Следовательно, существует опасность убийства благодати ". Она говорит, что слово Valana означает, что "каждое движение перетекает в другое изящным образом" (в изящной манере).
Знаменитый гуру Мутхукумаран Пиллаи "не терпел движений жестких, угловатых, с острыми краями. Он называл их "насильственными" движениями: он хотел видеть движение твердым, но совершенным без видимих усилий. Он настаивал, чтобы при исполнении nritta окончание одного шаблона адаву и начало следующего были обозначены, но не бессмысленным перерывом, а нежным мостиком, который должен подчеркивать преемственность". По иронии судьбы, Рукмини Деви Арундейл была одним из его учеников.
Любой психиатр или графолог скажет вам , что если при письме ваш почерк не связан, это значит, что вы думаете бессвязно и у вас есть хороший шанс в будущем стать шизофреником. Воздействие танцевального выступления шизофреника равносильно принятию пищи, полному химических пестицидов.
Органичные движения полны жизни, особенно тип движения kaisiki (изящные женские), они являются чрезвычайно сложными и каждое из них уникально (как и каждый живой цветок является уникальным) в качестве выражения manodharma (индивидуальности, способности к интерпретации, импровизации, прим.пер.) танцора.
Их присутствие в танце можно лишь приблизительно описать в терминах бесконечного ряда компонентов, V ², V ³, ..., V ∞ и график скорости будет слишком сложным.
Незначительные отклонения от безукоризненно "совершенства", словно запрограммированного компьютером стандарта, изначально присущи классическому индийскому танцу.
Уродливые отклонения являются результатом лени танцовщицы или ее неспособности следовать надлежащей траектории (Анга Суддхам). Это отклонения типа Tамасик.
Сейчас появились некоторые политически некорректные и не демократические выводы, что старшие танцоры,  ненавидящие Бхарата Муни, будут вызывать отвращение.
Даже если вы родились с Саттва как доминирующей составляющей вашего ("брахмана") характера, ваше тело, эмоции и разум в подростковом возрасте будут более раджасические, а с возрастом будут становиться все больше и больше тамасическими. (Йога - это единственный способ изменить эту тенденцию). Наша способность понять, запомнить и узнать что-то новое зависит от количества в нас Саттва.
Я считаю очень забавным, когда "старшие" танцоры осмеливаются утверждать, что они каким-то образом изучили Sringara Rasa, "хотя их концерты лишены многих из 10 видов благодати типа Сахаджа (спонтанный, естественный, простой. Прим.пер.) и большинства из 7-ми типов А-yantaja (значение термина не выяснено, прим.пер.), из которых все являются частью Valana, богатых Kaisiki и любую из которых, в соответствии с Бхарата Муни, можно найти в только движениях молодых женщин.
Очень интересный элемент красоты входит в число 10-ти граций Сахаджа: Vicchitti (немного небрежная подача), которая есть "великая красота, что появляется в результате слегка небрежного размещения гирлянд, одежды, украшений и мазей".
Почему индийский классический танец как правило сольный?
Произведенные на заводе латексные цветы могут быть сопоставлены с танцевальными стилями, которые созданы для выступления группы, где танцовщицы все время выполняют идентичные движения.
Для достижения идеальной "Синхронизации", движения должны быть простыми ("совершенной формы"), как орхидеи из латекса. Живые цветы никогда не бывают идеальными по форме и никогда не обладают "геометрической" внешностью. Если вы полуслепой, самый простой метод определения цветка латекса будет его понюхать. Аромата нет, нет раса.  (Убедитесь, что запах не исходит от ваших собственных волос, куда вы вылили полбутылки дорогого парфюма) ". Recakas – это жемчужина Nritta (технического танца), она сделает танец сияющим и вызовет  полное эстетическое удовлетворение", - говорит Падма Субраманьям.
Recakas - это как специи для пищи. Ну, наша еда должна быть достаточно нежной, чтобы понравиться и на Западе.
Согласно тантре, квадрат представляет угловатый, надежный и твердый элемент земли и Муладхара чакру.
Округлый серебряный полумесяц представляет элемент воды: сплоченность, гладкость и жизнь и ... сексуальная энергия чакры Свадхистана.
Свадхистана связана с эмоциями, а это означает, что танец без Valana лишен эмоций.
Потому что одна из 6 Вритти лепестков Свадхистаны представляет любовь, это означает, что танцор, который не развивает Свадхистана чакру, будет иметь большие проблемы с привлечением rasikas (зрителей), особенно молодых rasikas противоположного пола.
Так как Свадхистана расположена выше Муладхары, это означает, что движения, прежде чем выразиться в физическом теле, должны проследить за движениями тонкого тела (именно поэтому Анита Ратнам любит свои тайцзи классы и объясняет нам, как движения тела расцветают от точки Дань Тянь). По сути, движения тайцзи основаны на принципе наименьшего сопротивления, так как прана (Chi) протекает через  различные нади также, как вода обтекает камни в реке. Западная (земная) материалистическая культура рассматривает только физические (очевидно проявленные) тела (sthula sharira), поэтому зависимость их техники от муладхары очевидна. Выполнение адаву в стиле Kalakshetra сделает вас усталым, при выполнении adavus (с той же амплитудой и скоростью) в стилях, которые следуют "линиям силы" это будет заряжать вас энергией.

Падма Субраманьям сравнивает Recaka  с Gamakas , украшением ноты в музыке Карнатик, утверждая, что "Gamakas являются самой жизнью Рага". Ссылаясь на 22 Шрути Бхарата Муни о системе микротонов, она говорит, что "Gamakas вызываются через перегородки между состояниями микротонов, строятся на полутонах и тональности музыкальных нот". Много  ли вы видели танцоров, лайя (скорость) которых настолько хороша, что их Recakas следовали бы микротонам тоже?
Если движение тела может быть описано с помощью графика скорости, музыка может быть представлена своим графиком звуковой волны.
Прежде чем читать дальше, вы должны определить различие между музыкой и шумом, а также между пением и криками.
(Подсказка: анализируйте график звуковой волны).
График для скрипки будет гораздо более простой, чем график для Вины - инструмента, необходимого для обучения gamakas в вокальной музыке. Если Сарасвати держит Вину (а не скрипку, электрогитару или саксофон) в руках, это потому, что Вина является наиболее подходящим инструментом для аккомпанемента Recakas. Введение электрического усилителя значительно снизило популярность Вины, так как звук, издаваемый даже лучшими динамиками в sabhas (залах) Ченнаи размывает музыку до неузнаваемости. Нормальные люди после 40 лет становятся настолько тамастичнымми, что не могут слышать ничего, что выше 14 кГц. Старение rasikas (за исключением тех, кто ежедневно пытается упражнять свои уши!) привело к приросту слабо слышащих, предпочитающих итальянские скрипки.
В то время как программное обеспечение может безукоризненно имитировать любой мужской голос, нет программного обеспечения, которое могло бы анализировать и генерировать женский голос. Если мужские голоса связаны с согласными и барабанами, женские относятся к гласным, являются гораздо более сложными, загружают гораздо более тонкие нюансы и оттенки чувств. В конце концов, не мир ли эмоций является миром женщины?
Бхарата Муни объясняет, что "Хотя люди знают правила пения в их традиционной характеристике, их песни, будучи лишенными сладости, не создают красоты". (XXXV, 35-36). "Вообще, песни подходят для женщин, а речитативы подходят для мужчин ... Хорошее качество в декламации женщин и сладость в песнях мужчин должны рассматриваться как приобретенные навыки, ибо они не является частью их природы. Если мужчина лидирует [в песнях] и песни обладают хорошими характеристиками, но не обладают сладостью, то они не распространяют никакой красоты ... Могут быть [позволительные] потери надлежащей ноты в песнях женщин и в игре на музыкальных инструментах. Но в случае мужчин это не будет сладко для слуха "(XXXII, 503-511). Звучит довольно дискриминационно, не так ли? Обратите внимание, Бхарата Муни продолжает утверждать, что "певец должен быть в молодом возрасте".



Ashwini (псевдоним) является молодым критиком танца в Ченнаи, отправившимся в долгое путешествие по восстановлению небесного танца богов и апсар, бледное и искаженное подобие которого время от времени можно видеть в лучших Бхаратанатьям и других классических танцевальных сольных концертах.
 
Примечание:
* Речака ( Rechakas ) являются элементами некоторых индийских классических танцевальных стилей, которые описывают незначительные изменения в основных движениях.
    Pada - recaka - переход из стороны в сторону с волнообразным движением ног или каким-то другим особым способом.
    Kati - recaka - поднимать, освобождать и делать поворот талии, как будто вы рисуете спиной.
    Hasta - recaka – качество и способ, с которым жест поднимается , выбрасывается , выдвигается, переворачивается и создает рисунки.
    Griva - recaka – шея поднимается, опускается, сгибается в сторону и другие особые движения шеи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий